TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.10.2025
18:10

Девятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующая статья в книге “Московский концептуализм”, Бориса Гройса, заставляет меня перестать опираться на . . .

27.10.2025
17:34

Восьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Монастырский продолжает примеры неожиданностей в произведениях концептуализма следующими отечественными . . .

23.10.2025
13:16

Кризис науки об искусстве (Из частной переписки)

    …Ведь это вредит Вашему имиджу исследователя. Навлекаете на себя обвинения в дилетантства. Зачем? * …Можно ответить и про имидж. Во-первых, я не люблю . . .

27.09.2025
14:59

Эмигрировав в США, Кабаков скис

    Каким он был свежим, надо читать хотя бы предыдущую статью (см. тут). Это был уровень неприкладного искусства, т.е. с подсознательным идеалом (ницшеанства). Весь . . .

23.09.2025
14:04

    . . .

20.09.2025
13:08

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:07

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

20.09.2025
13:05

Осторожно! Абарин

    Чувство истины, наверно, у меня развилось от почти ежедневных попыток открывать скрытый смысл произведений искусства. Но с Абариным – другое. У него, если и . . .

16.09.2025
20:02

Фоме Неверующему о Высоцком

    Ну так он назвался – для прикола и интернетской личной безответственности – Фома Неверующий. Не убедил я его и раздражил – самоуверенностью. И прислал он список . . .

12.09.2025
20:10

«Не виноватая я!» Мне ИИ лажу подсунул

    Может, кто не знает… Искусственный интеллект Дзена под комментариями под статьёй в канале Дзена даёт похожие статьи других каналов Дзена. И под моей статьёй о . . .

09.09.2025
20:24

Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Очень тяжёлый путь. Следующие упомянутые два произведения я не смог найти в интернете. Одно описания не имеет “Посадка . . .

19.08.2025
11:05

Шестое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующим упоминается произведение Гройса “Визит” (1980). Вот уж где во всю используется человеконенавистническое отношение . . .

19.08.2025
10:46

Седьмое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут, тут и тут. . Следующим упоминается произведение Гройса “Визит” (1980). Вот уж где во всю используется человеконенавистническое отношение . . .

11.08.2025
17:13

Пятое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут, тут, тут и тут. . "Предшественниками тотальных инсталляций [2] выступают акции Коллективных действий [1] особенно теоретические тексты . . .

02.08.2025
11:23

Четвёртое продолжение. Путь в духовную элиту

     

    Начало тут, тут, тут и тут.

    .

    Искусствовед я самодеятельный и потому много что себе позволяю. Например, рассуждение, что идеалы могут быть естественными и искусственными. Искусственные – которые от замысла сознания. Например, декадентство (равнодушие, что Зло сильнее Добра) и сатанизм (радость, что Зло сильнее Добра). – Почему? – Потому что человек – существо оптимистическое, а эти два идеала очень уж пессимистичны, чтоб могли быть идеалами подсознательными. А вот идеал постмодерннизма – дескать, нет ничего, достойного быть идеалом – и идеал ницшеанский (над Добром и Злом) пессимистичны поменьше, и уже мыслимо, чтоб они бывали в ранге подсознательного идеала. И из-за качественной близости их друг другу (оба аморальны с бытовой точки зрения) можно думать, что они в художнической особи могут незаметно для особи переходить друг в друга. Автор может творить то как ницшеанец, то как постмодернист. Плюс ницшеанство мыслимо различать активное и пассивное (пробуддизм). Так и эти ипостаси, можно думать, умеют без душевных потрясений переходить друг в друга. В итоге мыслимо, что художник может без угрызений совести творить под влиянием трёх подсознательных идеалов: то ницшеанского, то пробуддистского, то постмодернистского.

    Екатернина Дёготь такой тонкости не различает и все три относит к московскому концептуализму.

    "…инсталляция Белая кошка [о ней см. предыдущую заметку: одно абы что есть другое абы что в качестве насмешки над концептуализмом], и сам термин “белая кошка”. Следующий шаг, в котором гипостазируется уже не отдельная идея [абы что], но целая философская фигура, совершает другая доминирующая в московском концептуализме форма <…> тотальная инсталляция <…> Предшественниками тотальных инсталляций выступают акции Коллективных действий…” (С. 15).

    Кизельватер, А. Монастырский, Л. Рубинштейн, Н. Алексеев. Появление. 1976.

    Зрителям были разосланы приглашения на акцию "Появление”. Когда приглашенные собрались (30 человек) и разместились на краю поля, через 5 минут, с противоположной стороны, из леса, появились двое участников акции, пересекли поле, подошли к зрителям и вручили им справки (“Документальное подтверждение"), удостоверяющие присутствие на “Появлении”.

    Кто жил в СССР, легко заметит похожесть на бессмысленное, с точки зрения масс, участие в профсоюзных и иных собраниях и демонстрациях, - участие только потому, что иначе начальство рассердится, ибо тому сверху нагорит.

    Ясно, что выматывания нервов в этом перформансе нет, чтоб почувствовать предвзрыв, подразумевающий взрыв такой силы, что унесёт из Этого скучного мира правил в метафизическое иномирие. – Всё даже немного весело – своей похожестью на советские глупые мероприятия. – То есть перед нами постмодернизм (пофигизм): советский идеал не достоин быть в ранге идеала (как и все другие). И можно над ним смеяться.

    Но это именно смех, а не гнев во имя иного какого-то идеала.

    Гнев был бы у меня, стихийного левого диссидента. Я от оскорбления за коммунистический идеал вообще не ходил на бездушные, формальные и потому позорные, с моей точки зрения, мероприятия: собрания и демонстрации. Мне плевать было на немилость начальства. Мне 9 лет не поднимали зарплату, а я гордился этим гонением.

    То есть Екатерина Дёготь не права, называя создателей московского концептуализма прокоммунистами по сути. Прокоммунистом был я, я не пошёл бы на перформанс, идеалом которого является отсутствие идеалов. Тут же эстетической ценности мало.

    Нет, есть, конечно, некая экстраординарность (искусство вымысла) в самом замысле сделать бессмысленную акцию. Но это слишком мало, чтоб тратить на это время.

    *

    Вы, может, заметили, что я нечто спрятал в угловых скобках. Вот оно:

    "открытая Ильей Кабаковым тотальная инсталляция, в которой переосмысляется творческий акт: это не создание чего бы то ни было, но форма мышления в пространстве и при помощи пространства, форма философской литературы, написанная не на бумаге, а в плане реальности” (С. 15).

    А чуть ниже конкретизируется:

    "как в альбоме Кабакова Вшкафусидящий Примаков” (С. 15).

    Так вот "тотальная инсталляция” всё это выглядит какой- то мутью. А на самом деле здесь просто недосказано в чём состоит двойственность.

    Она в том, как демонстрируется альбом – не свободно. – Как? – А так.

    Вы знаете, что такое просцениум? – Это то, что выступает от сцены в зал. Когда певица, скажем, туда входит, то оказывается в такой близости от слушателя, что у того становится какое-то иное впечатление, чем от просто слушания того, что она поёт, что-то этим выражая. Уже тут могла б возникнуть двойственность, что нам выдают: 1) запах духов певицы, скажем, или 2) драму, что в песне?

    Ещё больше эта двойственность ощущается в обстановке, какую устраивал Кабаков, демонстрируя свои альбомы.

    Специально приглашённые люди сидели на стульях, а перед ними Кабаков листал альбом с изображениями. И – неизвестность, что ж есть объект внимания: 1) то, что изображено или 2) то, как предъявляется. А неизвестность – образ иномирия.

    Нудность процедуры при многочисленности рисунков и никчемности их содержания, понимай, должна исполнить роль доведения восприемника до предвзрыва взрыва, который мыслится таким сильным, что унесёт восприемника в метафизическое иномирие.

    То есть это – перформанс, вдохновлённый идеалом ницшеанства. Уже не образ иномирия, а катарсическое выражение его.

    Дескать, или образ иномирия или катарсис об иномирии – что-то из двух, глядишь, и сработает.

    10 ноября 2023 г.

     

30.07.2025
21:02

И – тяжёлый вздох…

    Это я опять наткнулся на извращённое понимание Высоцкого. Записал его автор статьи в исторические оптимисты за слова: “Так век двадцатый — лучший из веков — . . .

29.07.2025
21:52

Третье продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут и тут. . "Главным произведением искусства без рынка являются отношения между людьми, сама группа художников” (С. 13). Это похоже на то, что думаю и . . .

27.07.2025
21:30

Второе продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут и тут. . Следующим упоминаемым произведением является акционный объект Монастырского – переход от значения и звучания слова к внешним . . .

24.07.2025
18:29

1/8 века спустя или Логика в жизни* и в искусствоведении

    Жизнью пусть будет моё физическое возвращение к картине Кислева (см. тут), а искусствоведением – признание ошибок в упомянутой статье. За физическое я его теперь . . .

23.07.2025
16:51

Опять, оказывается для меня, Прилепин неприличный звук издал

    Ведь писатель же, на филологическом учился… Должен бы понимать, что значит – гений в литературе. – Нет. Какой-то злой чёрт тянет его за язык, и он ляпает, ляпает и . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100