TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.08.2025
11:23

Четвёртое продолжение. Путь в духовную элиту

     

    Начало тут, тут, тут и тут.

    .

    Искусствовед я самодеятельный и потому много что себе позволяю. Например, рассуждение, что идеалы могут быть естественными и искусственными. Искусственные – которые от замысла сознания. Например, декадентство (равнодушие, что Зло сильнее Добра) и сатанизм (радость, что Зло сильнее Добра). – Почему? – Потому что человек – существо оптимистическое, а эти два идеала очень уж пессимистичны, чтоб могли быть идеалами подсознательными. А вот идеал постмодерннизма – дескать, нет ничего, достойного быть идеалом – и идеал ницшеанский (над Добром и Злом) пессимистичны поменьше, и уже мыслимо, чтоб они бывали в ранге подсознательного идеала. И из-за качественной близости их друг другу (оба аморальны с бытовой точки зрения) можно думать, что они в художнической особи могут незаметно для особи переходить друг в друга. Автор может творить то как ницшеанец, то как постмодернист. Плюс ницшеанство мыслимо различать активное и пассивное (пробуддизм). Так и эти ипостаси, можно думать, умеют без душевных потрясений переходить друг в друга. В итоге мыслимо, что художник может без угрызений совести творить под влиянием трёх подсознательных идеалов: то ницшеанского, то пробуддистского, то постмодернистского.

    Екатернина Дёготь такой тонкости не различает и все три относит к московскому концептуализму.

    "…инсталляция Белая кошка [о ней см. предыдущую заметку: одно абы что есть другое абы что в качестве насмешки над концептуализмом], и сам термин “белая кошка”. Следующий шаг, в котором гипостазируется уже не отдельная идея [абы что], но целая философская фигура, совершает другая доминирующая в московском концептуализме форма <…> тотальная инсталляция <…> Предшественниками тотальных инсталляций выступают акции Коллективных действий…” (С. 15).

    Кизельватер, А. Монастырский, Л. Рубинштейн, Н. Алексеев. Появление. 1976.

    Зрителям были разосланы приглашения на акцию "Появление”. Когда приглашенные собрались (30 человек) и разместились на краю поля, через 5 минут, с противоположной стороны, из леса, появились двое участников акции, пересекли поле, подошли к зрителям и вручили им справки (“Документальное подтверждение"), удостоверяющие присутствие на “Появлении”.

    Кто жил в СССР, легко заметит похожесть на бессмысленное, с точки зрения масс, участие в профсоюзных и иных собраниях и демонстрациях, - участие только потому, что иначе начальство рассердится, ибо тому сверху нагорит.

    Ясно, что выматывания нервов в этом перформансе нет, чтоб почувствовать предвзрыв, подразумевающий взрыв такой силы, что унесёт из Этого скучного мира правил в метафизическое иномирие. – Всё даже немного весело – своей похожестью на советские глупые мероприятия. – То есть перед нами постмодернизм (пофигизм): советский идеал не достоин быть в ранге идеала (как и все другие). И можно над ним смеяться.

    Но это именно смех, а не гнев во имя иного какого-то идеала.

    Гнев был бы у меня, стихийного левого диссидента. Я от оскорбления за коммунистический идеал вообще не ходил на бездушные, формальные и потому позорные, с моей точки зрения, мероприятия: собрания и демонстрации. Мне плевать было на немилость начальства. Мне 9 лет не поднимали зарплату, а я гордился этим гонением.

    То есть Екатерина Дёготь не права, называя создателей московского концептуализма прокоммунистами по сути. Прокоммунистом был я, я не пошёл бы на перформанс, идеалом которого является отсутствие идеалов. Тут же эстетической ценности мало.

    Нет, есть, конечно, некая экстраординарность (искусство вымысла) в самом замысле сделать бессмысленную акцию. Но это слишком мало, чтоб тратить на это время.

    *

    Вы, может, заметили, что я нечто спрятал в угловых скобках. Вот оно:

    "открытая Ильей Кабаковым тотальная инсталляция, в которой переосмысляется творческий акт: это не создание чего бы то ни было, но форма мышления в пространстве и при помощи пространства, форма философской литературы, написанная не на бумаге, а в плане реальности” (С. 15).

    А чуть ниже конкретизируется:

    "как в альбоме Кабакова Вшкафусидящий Примаков” (С. 15).

    Так вот "тотальная инсталляция” всё это выглядит какой- то мутью. А на самом деле здесь просто недосказано в чём состоит двойственность.

    Она в том, как демонстрируется альбом – не свободно. – Как? – А так.

    Вы знаете, что такое просцениум? – Это то, что выступает от сцены в зал. Когда певица, скажем, туда входит, то оказывается в такой близости от слушателя, что у того становится какое-то иное впечатление, чем от просто слушания того, что она поёт, что-то этим выражая. Уже тут могла б возникнуть двойственность, что нам выдают: 1) запах духов певицы, скажем, или 2) драму, что в песне?

    Ещё больше эта двойственность ощущается в обстановке, какую устраивал Кабаков, демонстрируя свои альбомы.

    Специально приглашённые люди сидели на стульях, а перед ними Кабаков листал альбом с изображениями. И – неизвестность, что ж есть объект внимания: 1) то, что изображено или 2) то, как предъявляется. А неизвестность – образ иномирия.

    Нудность процедуры при многочисленности рисунков и никчемности их содержания, понимай, должна исполнить роль доведения восприемника до предвзрыва взрыва, который мыслится таким сильным, что унесёт восприемника в метафизическое иномирие.

    То есть это – перформанс, вдохновлённый идеалом ницшеанства. Уже не образ иномирия, а катарсическое выражение его.

    Дескать, или образ иномирия или катарсис об иномирии – что-то из двух, глядишь, и сработает.

    10 ноября 2023 г.

     

30.07.2025
21:02

И – тяжёлый вздох…

    Это я опять наткнулся на извращённое понимание Высоцкого. Записал его автор статьи в исторические оптимисты за слова: “Так век двадцатый — лучший из веков — . . .

29.07.2025
21:52

Третье продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут, тут и тут. . "Главным произведением искусства без рынка являются отношения между людьми, сама группа художников” (С. 13). Это похоже на то, что думаю и . . .

27.07.2025
21:30

Второе продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут и тут. . Следующим упоминаемым произведением является акционный объект Монастырского – переход от значения и звучания слова к внешним . . .

24.07.2025
18:29

1/8 века спустя или Логика в жизни* и в искусствоведении

    Жизнью пусть будет моё физическое возвращение к картине Кислева (см. тут), а искусствоведением – признание ошибок в упомянутой статье. За физическое я его теперь . . .

23.07.2025
16:51

Опять, оказывается для меня, Прилепин неприличный звук издал

    Ведь писатель же, на филологическом учился… Должен бы понимать, что значит – гений в литературе. – Нет. Какой-то злой чёрт тянет его за язык, и он ляпает, ляпает и . . .

22.07.2025
08:54

Первое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут. . Второй упоминаемый перформанс Лейдермана “Хасидский Дюшан” (2002). Его видео есть в интернете – https://mitec.ua/hasidskiy-dushan/ Вещь длится 1,5 минуты. Ни до . . .

14.07.2025
14:21

Путь в духовную эоиту

    Я читаю PDF от Александры Осадчей “Московский концептуализм”. Присылка мне этой книги есть очередная попытка врагов России сбить меня с панталыку. Панталыком я . . .

12.07.2025
19:14

Что прошлёпала в Рафаэле честная Полякова

    "В той поездке – именно благодаря обостренному ви`дению – рухнули многие великие имена, которые с детства чтила, разглядывая репродукции в подаренной . . .

08.07.2025
15:29

Долой формализм!

    Если б вы знали, читатель, как я зол на искусствоведов, хвалящих художников, чьи картины без подготовки отвращение вызывают… Но начну издалека. Я был знаком с . . .

03.07.2025
09:56

Фейк 2

    Когда-то (см. тут) я себе позволил в своём искусствоведческом канале обсудить фейк о числе погибших российских военнослужащих на СВО. – Почему б мне не обсудить . . .

30.06.2025
14:11

Ну что: пора прощаться?

    Как-то не о чём писать. А может, и объективно зря она была, вся моя писанина. Если при жизни она мало кому понадобилась (а я старался, как мог, её продвинуть), то после . . .

30.06.2025
14:09

Ну что: пора прощаться?

    Как-то не о чём писать. А может, и объективно зря она была, вся моя писанина. Если при жизни она мало кому понадобилась (а я старался, как мог, её продвинуть), то после . . .

28.06.2025
15:18

Не состоявшийся акт информационной войны

    Иногда посещают идиотские мысли. Вот раз, помню… В молодости. Мы жили в коммунальной квартире на две семьи. Общие были кухня и туалет. – Я сидел в кухне и ел обед . . .

25.06.2025
13:05

Язык вражды

    Меня так допёк ИИ (искусственный интеллект) портала Дзен (или кто там занимается ограничением свободы слова) своими вердиктами “Язык вражды”, что я решил на него . . .

23.06.2025
18:31

Побег под сень авторитетов

    В дни, когда мне решительно не о чём было писать, меня спасла от впадания в тоску одна женщина, отозвавшаяся на мой какой-то давний комментарий на какую-то давнюю . . .

20.06.2025
21:49

Васин не вась-вась

    Что-то на меня накатило и не отпускает (в моих заметках тут, на канале), - накатило воспоминание о жене, о том, как я предал её мечтание – уехать со мною после . . .

20.06.2025
20:49

Опять врут

    Получил новую порцию охмурения – Э. Орлова. “Почему российская философская и социально-научная общественность не приняла идеи постмодерна: основания . . .

19.06.2025
19:12

Русский менталитет

    Как я всё меряю по себе, я и геройство хочу по себе измерять… А надо сказать, что я совершенно не герой. И это началось с годовалого возраста. – Я болел . . .

15.06.2025
14:06

Большая проблема

    Можно восторгаться, если художник назовёт человека мотоциклом? Можно, если проникнуться духом этого человека. Если вы не поленитесь, найдёте и прочтёте это . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100