|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.06.2025 |
Не состоявшийся акт информационной войны
Иногда посещают идиотские мысли. Вот раз, помню… В молодости. Мы жили в коммунальной квартире на две семьи. Общие были кухня и туалет. – Я сидел в кухне и ел обед. Из комнат соседей прибегает их сын, лет пяти, и убегает обратно. Я на него не отвлекаюсь, но вижу его боковым зрением. – Смотрю – опять бежит. Уже в полтора раза большиё. И я успел подумать: как он быстро растёт! – И тут же поймал себя, что я абсурд подумал. – Разгадка была простой. К соседям пришла знакомая с сыном, лет десяти. Вот этот и прибегал второй раз. Похожее случилось со мной сейчас вот. Какая-то Академия из США, уж давно, повадилась мне присылать научные материалы по литературо- и искусствоведению (иные с антироссийским душком). А потом к ней присоединился “Pinterest", соцсеть – как они представляются – где можно находить для себя новые увлечения и идеи со всего мира. Картинки шлют. И случилось мне, мухе, подумать, что я слон: из-за сомнительности иных картинок. За слона себя принять мне запросто. Никто, кроме меня, вот уж десятки лет не применяет для толкования произведений искусства теорию художественности по Выготскому. Она – в немногих словах – состоит в том, что сознание художника под влиянием его подсознательного идеала (бессловесного и безо`бразного вдохновения) пропускает в “текст” произведения противоречия, которые вызывают в художнике и восприемнике осознаваемые противочувствия, которые, столкнувшись, вызывают в свою очередь в восприемнике же третье переживание, сознанием ощущаемое лишь как ЧТО-ТО, словами невыразимое, а в художнике – удовлетворение, что он именно это и хотел выразить. Подсознательному идеалу художника оказывается соответствие в третьем недопереживании восприемника. И это – единственная адекватность выражающего выражаемому в неприкладном искусстве. А есть ещё прикладное искусство. Без вмешательства подсознательного идеала. Его заменяет осознаваемый замысел. Если художник талантлив, то его подсознательное (но не идеал) обеспечивает стиль (единство множества выражающих деталей одному выражаемому). И художники, и воспринимающие могут путать: не замечать подсознательного идеала. Так поступают формалисты, художники и воспринимающие. После Второй мировой войны произошла такая путаница, в частности, с абстракционизмом. Не заметили крайнего разочарования абстракционистов, заставившего их подсознательный идеал “убежать” вон из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Для формалистов это было просто выраженное ЧЕМ ЧТО. Абстракцией – Свободу от. В СССР “Свободу от” не уважали ради “Свободы для”, т.е. ради утилитаризма, что считается недостойным искусства. Сказывался авторитет, приобретённый веками неприкладным искусством, когда место подсознательного идеала занимало что-то, имевшее отношение к Богу. Потом Бог в сознании исчез, а его место не заняла идея подсознательного идеала. Вместо неё оказалась стильность. Формализм иными словами. Что в СССР было заклеймено. Этим воспользовалось ЦРУ: в СССР, мол, против Свободы, а на Западе – за. Они взвинтили цены на произведения абстракционистов. И те стали очень уважаемыми, а советское искусство, наоборот, неуважаемым – там. Коммунистическая угроза была отодвинута. ЧЕМ абстракционизма отличается крайней неожиданностью. Вот я и подумал, что, раз мне из США шлют материалы “Pinterest"-а, - здорово неожиданные по форме, - то история повторяется (в том числе с полевением политики в РФ). Искусственный интеллект, мол, Академии усёк во мне (с пунктиком о подсознательном идеале художника) врага формализма, которого сто`ит опозорить. Для этого надо присылать мне муру (а та может иметь стиль). Вдруг я поведусь её толковать. А потом меня разгромят громко. Это дойдёт до тех редчайших, до которых худо-бедно доходит моя проповедь про теорию художественности по Выготскому. И их от меня отшатнёт. Очередным мне прислали такое. Прэтт. Закат на Эшли-Крик. Масло. А так случилось, что я на днях впервые узнал о технике кангьянте. "Техника кангьянте характеризуется изменением цвета, чтобы изобразить тени и блики” (https://ux.pub/editorial/kak-tiekhniki-zhivopisi-epokhi-rieniessansa-moghut-uluchshit-dizain-vashiegho-intierfieisa-4mhj). Зеленоватая тень на правом колене, покрытом жёлтой накидкой, коричневая тень левее от этого колена, тень от этой накидки на серо-фиолетовом платье под нею. Коричневые тени на жёлтой рубашке. Раздрай, иными словами, в душе Микеланджело из-за досады, что – кто? – католические иерархи его времени! – а… развратны. У Прэтта, подумал я, несчастный, то же. Вдруг абы где абы какие краски. Даже потёк краски сверху вниз правее центра не закрашен. В воде не отражается желтизна заката. А здесь в глине отражается желтизна домиков. И тоже не устранены потёки краски. Нет. Понятно. Демонстрируется возможность живописать мастихином. Но. Прэтт. Вечерний Свет. С какой стати вдруг красные облака? – Нет. Это может быть на востоке при закате. Но на востоке при этом не может быть такой ослепительности в небе. Ну и морской горизонт всё-таки горизонтальный, а не волнистый. И здесь абы что на абы что. Я подумал, что тут стиль разнузданности, никаким грандиозным разочарованием не обоснованный. А знакомый художник пишет, что это просто халтура, опирающаяся на хорошо организованный спрос. Этот “Pinterest" просто во мне ищет покупателя. Ищет, абы где. 26 октября 2023 г.
|
25.06.2025 |
|
23.06.2025 |
|
20.06.2025 |
|
20.06.2025 |
|
19.06.2025 |
|
15.06.2025 |
|
13.06.2025 |
Про кое-что в сериале «Сельский детектив»
|
12.06.2025 |
В чём мой долг перед собой и читателем
|
11.06.2025 |
|
10.06.2025 |
|
03.06.2025 |
|
02.06.2025 |
|
01.06.2025 |
|
31.05.2025 |
"…два пишем, семь на ум пошло"
|
30.05.2025 |
Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом
|
22.05.2025 |
|
22.05.2025 |
|
18.05.2025 |
|
16.05.2025 |
Про почти экстрасенсорику в искусствоведении
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"