TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.07.2025
21:02

И – тяжёлый вздох…

    Это я опять наткнулся на извращённое понимание Высоцкого. Записал его автор статьи в исторические оптимисты за слова: “Так век двадцатый — лучший из веков — . . .

29.07.2025
21:52

Третье продолжение. Путь в духовную элиту

     

    Начало тут, тут и тут.

    .

    "Главным произведением искусства без рынка являются отношения между людьми, сама группа художников” (С. 13).

    Это похоже на то, что думаю и я. При коммунизме, мол, материальная часть жизни – из-за искусственного интеллекта и роботов – превратится в такую же беспроблемность, как теперь – дышать воздухом. И люди станут жить в неприкладном искусстве, как наиболее тонком и необходимом, чтоб оставаться людьми, - искусстве, рождающемся в подсознательном идеале автора и предназначенном испытывать сокровенное мироотношение. Но я не выбрасываю из этой жизни миллиарды восприемников, как Екатерина Дёготь. Пусть они не смогут творить, но они смогут сотворить – адекватно приобщаться к содержанию подсознательного идеала автора, к нюансу духа времени.

    Так думая, я занимаюсь просветительством – готовлю людей к жизни при коммунизме. Ничего не получается. Но это другое дело. А моё – не пасовать перед фактическим опусканием интересов людей капитализма на уровень ниже пояса, для чего неприкладное искусство просто не нужно Потребителям. На что и среагировала Екатерина Дёготь страстно, но не совсем правильно.

    *

    Злит её неустранимое в СССР мещанство. Но, из-за незнания следствия из закона Выготского, что глаза видят не то, что хотел “сказать” подсознательный идеал автора, она и сам бунт (Олеши в “Зависти” 1927-го года) против официального идейного залёта в духовность понимает превратно. Смотрите. Глаза видят в полированных поверхностях вилок, ложек, оправы пенсне крохотные отражения больших предметов в комнате, в том числе и надписи на этих отражениях предметов. А надпись (см. предыдущие заметки) – это то, что обеспечивает неоднозначность для ультраразочаровавшегося концептуалиста, подсознательный идеал которого метафизическое иномирие. “Ах! Надписи! – Думает Екатерина Дёготь. – Значит, это "готовые концептуальные проекты, которые, однако, сознательно осуществятся лишь в начале 1970-х годов” (С. 14). И совсем ей невдомёк, что Олеша так пристально вещи своими словами описывал потому, что бунтовал против официального идейного залёта в духовность. Ему гармонию подавай высокого и низкого, а не – акцент на высокое. Для чего он сталкивал очень живо всё воспринимающего мещанина с того жизненным крахом, чтоб катарсисом была упомянутая гармония.

    Екатерина Дёготь верно чувствует, что официоз был идеей "лживой” (С. 14). Но! Как она неверно объясняет бунтарское введение концептуализмом слов в нелитературные произведения:

    "Слово является еще более точным, чем тело, ответом на запрос об объекте, который не являлся бы предметом потребления. Слово никому не принадлежит. Настойчиво-абсурдный вопрос Кабакова “Чья это муха?” отсылает к произведению искусства, которое понимается в концептуализме как “летающее”, “переносное”, не привязанное к одному месту” (С. 14).

    И. Кабаков. Анна Евгеньевна Королева: “Чья эта муха?” 1987.

    Тогда как на самом деле ницшевская неизвестность как выражение подсознательного идеала бегства из Этого мира в метафизическое иномирие есть уже оговорённое ранее противоречие, с какой плоскостью имеем дело: с той, непрозрачной, на которой произведена надпись (1), или той, прозрачной, содержащей крылышки мухи, и сквозь которую видно дальше от нас отстоящее тело мухи (2).

    *

    "Гипостазированная [опредмечивание абстрактных сущностей, в приписывании им реального, предметного существования] мысль, превращенное в предмет слово – главная форма произведения в московском концептуализме <…> (проект Макаревича и Елагиной Закрытая рыбная выставка) <…> и инсталляция Белая кошка” (С. 14).

    Да нет! Главное – создание неизвестности, с чем имеем дело.

    Ну, в расчёте, конечно, что для восприемника неизвестность так же душевно непереносима, как и ультраразочаровавшемуся художнику, отчаивающемуся, что не к коммунизму ведёт то, что называют социализмом.

    Причём, если я не ошибаюсь, Екатерина Дёготь спутала: гипостазирование в абы что это насмешка над концептуализмом как ницшеанством. То есть это – постмодернизм (отказ любому умонастроению – даже и ницшеански концептуалистскому – в праве иметь ранг идеала).

    Игорь Макаревич и Елена Елагина. На пристани в Куйбышеве. 1990. Инсталляция.

    Это пародия на концептуализм, понимаемый (неверно) как "превращенное в предмет слово”.

    Всё-таки у Кабакова превращение наружной плоскости холста (понимая холст чем-то толстым) в плоскость непрозрачную (в отличие от как бы прозрачной её функции в просто живописи) – это, можно сказать, близкое превращение: плоскости в плоскость же. А вот наполнение Волги-изображения реальной водой через реальную капельницу – это издевательство над неверно понимаемым концептуализмом.

    Причём, замаскированное.

    Как?

    Вот так.

    ““Закрытая рыбная выставка” — первый совместный проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной, работающих в тандеме до сих пор. Название позаимствовано у выставки 1935 года, когда четыре советских художника создали работы на тему рыбной промышленности после творческой поездки на теплоходе во время путины. Каталог этой выставки, которая прошла в Астрахани в Доме партактива, Игорь Макаревич нашел в попавшем к нему архиве. Иллюстрации были плохого качества, и это не позволяло рассмотреть экспозицию, но подписей к произведениям, сочетавших специальную терминологию с идеологическими клише, было достаточно, чтобы у художников сложился проект. Свою работу Макаревич и Елагина сравнивают с археологией, не только извлекающей на свет давно утраченные артефакты, но и позволяющей их воссоздать. Художники делают названия картин и этюдов говорящими, переводя их в скульптуры, объекты и ассамбляжи. Так, “Портрет рулевого” обретает форму скульптурного бюста, снабженного велосипедным рулем, а “На пристани в Куйбышеве” — пейзажа в золоченой раме, украшенного приспособлением для установки капельниц” (https://arzamas.academy/materials/2023).

    Екатерина Дёготь поверила этой болтовне и причислила произведение к концептуализму.

    Вот это – тоже.

    Поперштейн. Ануфриев. Лейдерман. Белая кошка. 1989. Инсталляция.

    Фрагмент.

    Сермяжно – изображение кошки втягивается в горло мясорубки, привинченной к тумбочке, но рычаг, которым шнек мясорубки надо вращать, смонтирован так, что рукоятка этого рычага оказывается над столешницей тумбочки, и вращать его нельзя.

    Благо, я не первый заметил, что это – насмешка:

    ““Белая кошка” — это пародия на произведения концептуального искусства с текстовыми комментариями” (https://ar.culture.ru/ru/subject/belaya-koshka).

    Ну а кто у нас насмешничает надо всем? – Постмодернизм.

    8 ноября 2023 г.

27.07.2025
21:30

Второе продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут и тут. . Следующим упоминаемым произведением является акционный объект Монастырского – переход от значения и звучания слова к внешним . . .

24.07.2025
18:29

1/8 века спустя или Логика в жизни* и в искусствоведении

    Жизнью пусть будет моё физическое возвращение к картине Кислева (см. тут), а искусствоведением – признание ошибок в упомянутой статье. За физическое я его теперь . . .

23.07.2025
16:51

Опять, оказывается для меня, Прилепин неприличный звук издал

    Ведь писатель же, на филологическом учился… Должен бы понимать, что значит – гений в литературе. – Нет. Какой-то злой чёрт тянет его за язык, и он ляпает, ляпает и . . .

22.07.2025
08:54

Первое продолжение. Путь в духовную элиту

    Начало тут. . Второй упоминаемый перформанс Лейдермана “Хасидский Дюшан” (2002). Его видео есть в интернете – https://mitec.ua/hasidskiy-dushan/ Вещь длится 1,5 минуты. Ни до . . .

14.07.2025
14:21

Путь в духовную эоиту

    Я читаю PDF от Александры Осадчей “Московский концептуализм”. Присылка мне этой книги есть очередная попытка врагов России сбить меня с панталыку. Панталыком я . . .

12.07.2025
19:14

Что прошлёпала в Рафаэле честная Полякова

    "В той поездке – именно благодаря обостренному ви`дению – рухнули многие великие имена, которые с детства чтила, разглядывая репродукции в подаренной . . .

08.07.2025
15:29

Долой формализм!

    Если б вы знали, читатель, как я зол на искусствоведов, хвалящих художников, чьи картины без подготовки отвращение вызывают… Но начну издалека. Я был знаком с . . .

03.07.2025
09:56

Фейк 2

    Когда-то (см. тут) я себе позволил в своём искусствоведческом канале обсудить фейк о числе погибших российских военнослужащих на СВО. – Почему б мне не обсудить . . .

30.06.2025
14:11

Ну что: пора прощаться?

    Как-то не о чём писать. А может, и объективно зря она была, вся моя писанина. Если при жизни она мало кому понадобилась (а я старался, как мог, её продвинуть), то после . . .

30.06.2025
14:09

Ну что: пора прощаться?

    Как-то не о чём писать. А может, и объективно зря она была, вся моя писанина. Если при жизни она мало кому понадобилась (а я старался, как мог, её продвинуть), то после . . .

28.06.2025
15:18

Не состоявшийся акт информационной войны

    Иногда посещают идиотские мысли. Вот раз, помню… В молодости. Мы жили в коммунальной квартире на две семьи. Общие были кухня и туалет. – Я сидел в кухне и ел обед . . .

25.06.2025
13:05

Язык вражды

    Меня так допёк ИИ (искусственный интеллект) портала Дзен (или кто там занимается ограничением свободы слова) своими вердиктами “Язык вражды”, что я решил на него . . .

23.06.2025
18:31

Побег под сень авторитетов

    В дни, когда мне решительно не о чём было писать, меня спасла от впадания в тоску одна женщина, отозвавшаяся на мой какой-то давний комментарий на какую-то давнюю . . .

20.06.2025
21:49

Васин не вась-вась

    Что-то на меня накатило и не отпускает (в моих заметках тут, на канале), - накатило воспоминание о жене, о том, как я предал её мечтание – уехать со мною после . . .

20.06.2025
20:49

Опять врут

    Получил новую порцию охмурения – Э. Орлова. “Почему российская философская и социально-научная общественность не приняла идеи постмодерна: основания . . .

19.06.2025
19:12

Русский менталитет

    Как я всё меряю по себе, я и геройство хочу по себе измерять… А надо сказать, что я совершенно не герой. И это началось с годовалого возраста. – Я болел . . .

15.06.2025
14:06

Большая проблема

    Можно восторгаться, если художник назовёт человека мотоциклом? Можно, если проникнуться духом этого человека. Если вы не поленитесь, найдёте и прочтёте это . . .

13.06.2025
10:56

Про кое-что в сериале «Сельский детектив»

    Когда-то в молодости я был поражён таким эффектом. Я нарвал тугой пучок только что распустившихся одуванчиков и дома поставил их в баночку с водой. И они стали в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100