TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.06.2025
15:18

Не состоявшийся акт информационной войны

    Иногда посещают идиотские мысли. Вот раз, помню… В молодости. Мы жили в коммунальной квартире на две семьи. Общие были кухня и туалет. – Я сидел в кухне и ел обед . . .

25.06.2025
13:05

Язык вражды

    Меня так допёк ИИ (искусственный интеллект) портала Дзен (или кто там занимается ограничением свободы слова) своими вердиктами “Язык вражды”, что я решил на него . . .

23.06.2025
18:31

Побег под сень авторитетов

     

    В дни, когда мне решительно не о чём было писать, меня спасла от впадания в тоску одна женщина, отозвавшаяся на мой какой-то давний комментарий на какую-то давнюю статью в дзен-портале. Это выглядело так:

    - Я удивился, честно, автору: настолько не чувствовать, что сажаешь себя в лужу... Это, наверно, потому что успеваешь столько статьи его прочесть, что думаешь, что нормальный человек пишет. Ан нет. Не нормальный, оказывается, а тёмный-тёмный, сумевший не заподозрить, что он настолько тёмный: "...никаким поэтом Мандельштам не был. У сего литератора чудовищные проблемы с рифмой...". Меня, наверно, эти слова так, словно по щеке, ударили потому, что я когда-то начинал с такого же уровня, как вот этот "МемуаристЪ. Канал о Сталине". Да и по тому, как я любил Сталина в 1953 году и теперь уважаю, я с этим мемуаристом одинаков. И что вещь "не чуя страны" есть провал с точки зрения первоклассного искусства, правда.

    Но этот сочинитель книг по истории, оказался настолько тёмным...

    Ни о чем не нужно говорить,

    Ничему не следует учить,

    И печальна так и хороша

    Темная звериная душа:

    Ничему не хочет научить,

    Не умеет вовсе говорить

    И плывет дельфином молодым

    По седым пучинам мировым.

    1908.

    Эй, вы! Тут тоже "проблемы с рифмой"?

    - Это не рифмы, товарищ, это штампы. Душа - хороша ! Ха-ха-ха , о да поэзия или: молодым - мировым, это ещё хлеще...

    - Вы просто не понимаете, что это нарочитое упрощение в пику неведомо куда зовущим символистам. Вы не чувствуете истории изменения искусства. Ещё вы не замечаете, что тут столкновение противоречий: низкого (звериного) и высокого (души). То есть не чуете, что тут - в веках повторяющееся барокко как соединение несоединимого.

    Так я поспешно ответил, потому что у меня не было готового развёрнутого и на рифму ответа, когда я именно это стихотворение цитировал когда-то с таким его объяснением:

    "Возьмем такую низость как животное…

    . . . . . . . . . .

    Ну! Как Мандельштам облагораживает этакую низость - животное! И “хороша душа”, и “дельфин молодой” (дельфин - самый интеллектуальный после человека), и “пучина мировая”” (https://art-otkrytie.narod.ru/mandelshtam.htm).

    Я тогда надеялся на впечатлявшую силу доказательства барочности стиля раннего Мандельштама в предыдущем разбираемом там стихотворении.

    И не зря надеялся, как оказалось. – Я дал читать свою книгу, где до того разбирались стихи Ахматовой, Гумилёва, Пастернака, Кузмина, Лившица одному знакомому, совершенно далёкому от поэзии, - дал и время от времени спрашивал: “Ну как?”. Он отвечал: “Читаю с возрастающим интересом”. А когда книгу возвращал, сказал: “Мандельштам – это да”.

    Но теперь я понял, что две строчки моего текста, да ещё и не касающиеся рифмы, мало чего стоят.

    И стал искать подтверждения в интернете.

    И нашёл!

    Мандельштам, как создатели барокко в столетнюю войну Реформации и Контрреформаци, попал в культуру в момент раздрая: идейно сверхвверх (символизм), идейно субвниз (акмеизм, иное ницшеанство), в прогресс (футуризм)… И ему этот крик и гвалт не понравились.

    "Стихотворение часто начинается отрицанием: “Ни о чем не нужно говорить, // Ничему не следует учить”” (Аверинцев. https://rvb.ru/20vek/mandelstam/dvuhtomnik/03article/article.htm).

    “Пафос его стихов раннего периода – отречение от жизни с ее конфликтами, поэтизация камерной уединенности” (https://vk.com/wall-83148830_35?t2fs=a40850f1675f1869ce_3).

    “Внимательное изучение рифм Мандельштама приводит к довольно неожиданному заключению. Рифмы Мандельштама традиционны и обычны, более того, они чаще всего незначительны. Число оригинальных находок мало по сравнению с массой более, чем обычного. При простом чтении, вслух или про себя, этот факт, благодаря исключительной красоте и звучности стиха в целом, может легко ускользнуть даже от самого внимательного читателя или слушателя.

    В эпоху Мандельштама большинство поэтов культивировало рифму. Не говоря о блестящих открытиях Пастернака и гениально-дерзких выходках Маяковского, в области рифмы производил серьезные, почти научные изыскании Брюсов, изощрялись Бальмонт и Северянин, смело экспериментировала Цветаева, да и в народно-песенных рифмах Есенина было много свежего и нового. Акмеисты в целом не предавались культу рифмы, но и не чуждались поисков в этой области. Но Мандельштам, писавший мало и скупо, эстет в самом лучшем смысле этого слова, мастер фоники, почему он был так, казалось бы, небрежен к рифме, вполне отказаться от которой он совсем не имел намерения? Почему он включает в свою, в общем очень изысканную поэзию любую рифму, если только она подходит ему по содержанию, ничуть не смущаясь тем, что она была бы отвергнута большинством не только его современников, но даже предшественников как пример избитой (см. любовь — вновь в “Соломинке II”) или даже просто плохой рифмы? Примеры заурядных или неполноценных рифм находятся и в лучших стихах Мандельштама. Почему эти “небрежные” рифмы не снижают качества его поэзии?

    …Наличие рифмы увеличивает звучность русского стиха, поэтому Мандельштаму рифма нужна. Но неожиданная, слишком свежая, слишком новая рифма естественно обращает внимание на конец стиха. Являясь особой точкой притяжения, она разорвала бы ткань мандельштамовской поэзии. Поэтому Мандельштам ее избегает. Ему нужны замирание звука, уход в тишину, а не акцент на конце стиха, а потому ему нужна скромная, ничем не выделяющаяся рифма, не госпожа, а служанка, носительница негромкого благозвучия, не позволяющая себе возвысить голос, не самоцель, а органическая часть фоники” (https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/bushman-irina-nikolaevna/poeticheskoe-iskusstvo-mandeljshtama/5).

    Вот, собственно и всё. Авторитеты за меня, хоть комментатоша и права где-то.

    25 октября 2023 г.

20.06.2025
21:49

Васин не вась-вась

    Что-то на меня накатило и не отпускает (в моих заметках тут, на канале), - накатило воспоминание о жене, о том, как я предал её мечтание – уехать со мною после . . .

20.06.2025
20:49

Опять врут

    Получил новую порцию охмурения – Э. Орлова. “Почему российская философская и социально-научная общественность не приняла идеи постмодерна: основания . . .

19.06.2025
19:12

Русский менталитет

    Как я всё меряю по себе, я и геройство хочу по себе измерять… А надо сказать, что я совершенно не герой. И это началось с годовалого возраста. – Я болел . . .

15.06.2025
14:06

Большая проблема

    Можно восторгаться, если художник назовёт человека мотоциклом? Можно, если проникнуться духом этого человека. Если вы не поленитесь, найдёте и прочтёте это . . .

13.06.2025
10:56

Про кое-что в сериале «Сельский детектив»

    Когда-то в молодости я был поражён таким эффектом. Я нарвал тугой пучок только что распустившихся одуванчиков и дома поставил их в баночку с водой. И они стали в . . .

12.06.2025
21:24

В чём мой долг перед собой и читателем

    Если какая репродукция понравится, не понятно, почему, - попробовать всё-таки разобраться, почему, и дать внятный ответ. Вот одна такая. Соколов. Женский портрет . . .

11.06.2025
22:24

Быка – за рога

    Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном . . .

10.06.2025
17:32

Остаёмся мы всё же братьями!

    Я не могу себе дать отчёта, почему… Может, из-за этой вспышки ненависти между арабами и евреями около и в Газе… Или от сообщений российского центрального ТВ, что . . .

03.06.2025
18:16

Ещё и ещё и ещё

    Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения… Написал и усомнился. Но . . .

02.06.2025
21:02

Газа

    Пришла, видно, пора применить мне въедливость, выработанную в искусствоведческих разборах, применить непосредственно в информационной войне. Есть у меня один . . .

01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет. Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100