|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.06.2025 |
Ещё и ещё и ещё
Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения… Написал и усомнился. Но сомнение моё совершенно дикое. Мне померещилось, что россияне 30 лет читали, что я пишу, и в результате страна – ну как сказать? – полевела. Появились ругательства: либераст, дерьмократия, катастройка… – Как случилось, что я оказался с большинством? А ведь я, стихийный левый диссидент, не так давно тогда, в СССР преследуемый КГБ, казался себе одиноким в дни ГКЧП в Одессе, на которой никак это ГКЧП не отразилось, и я б не знал, куда идти предлагать себя для поддержки ГКЧП, если б не боялся оставить одною жену во время переноски и перевозки кухонной мебели, которую нам подарила подруга жены, уезжая из страны навсегда. Народ массово предавал страну, а я – нет. Потому, что к тому времени уже 30 лет занимался искусство- и литературоведением. А это воспитывает въедливость. Что сообщает мировоззренческую устойчивость. И она опять резко нужна, так как страна втянулась в затяжную войну. Я согласен с теми, кто считает, что главный фронт не на Украине, а внутри России – с теми, кто скоро устанет от войны, как тогда от дефицита, и массы опять в принципе могут страну предать. Страну стало пошатывать даже от разногласий прививаться или нет от ковида. Тогда, случилось, я завёл на Дзен-портале канал и тогда же вступил в оказавшийся тут фронт борьбы за души людей. На этом портале обнаружились для меня горе-искюсствоведы, занимающиеся оболваниванием россиян: демонстрированием им красявых картинок с сопровождающим текстом без анализа. Наслаждайтесь (балдейте-де)! Портал аж специально приспособлен для этого: есть возможность ставить галереи из репродукций – без текста-разбора; есть возможность заблокировать комментатора, критикующего такой поверхностный подход, есть оправдываемая коммерцией механика увеличения числа показов в рекламе каналов тех, у кого больше посещаемость (а она больше у тех, кто не предлагает читателям думать). Одним из приёмов обалдения является внедрение клипового мышления. "…это вид сознания, при котором человек воспринимает информацию через короткие форматы и способен быстро переключаться с одной информации на другую из-за поверхностного погружения в её суть” (https://skillbox.ru/media/growth/clip-thinking/). Вот образчик: обсуждается применение в рассказе в “Новой литературе” слова “стадо” в применении к лебедям – вставляется репродукция картины Рылова “В голубом просторе” (там летят лебеди над морем) – продолжается разговор о словосочетании “стадо лебедей” – вставляется репродукция картины Эдвардс, иллюстрирующей балет “Лебединое озеро” – сказано о мировом распространении копий картин этой Эдвардс с балетными сценами – сказано о популярности в СССР фарфоровых статуэток Улановой в роли Одетты – вставляется репродукция такой статуэтки от скульптора Янсон-Манизер – сказано, что на основе одной из таких поставлен в Стокгольме памятник Улановой – вставлены биографические сведения Вострецовой, живописавшей на холстах балет – вставлено несколько репродукций этих картин – сказано, что частым прототипом была "Багаутдинова, которая в 2012 году защитила в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой диссертацию по теме “Современный художник о балетном театре. На примере Анастасии Вострецовой”” – вставлены репродукции картин других живописцев (Гибет, Камского), иллюстрирующих “Лебединое озеро” – вставлена репродукция Кустодиева с темой балета – несколько общих слов об искусстве балета – вставлено фото “Танца маленьких лебедей” – вставлен отрывок из стихотворения Алигер об этом танце. Что можно сказать о картинках? Для иллюстраций я б вообще предложил устроить музеи околоискусства. Об упоминавшейся картине-шедевре Рылова – см. тут и тут. А о кустодиевской “В ложе” 1912 года я не писал – может, удастся что-то толковое написать, раз я о его вещах много чего написал когда-то. Кустодиев. В ложе. 1912. "Технология” писания толково для меня часто начинается с перечитывания, что я написал раньше о данном художнике. Но в этот раз я что-то отступил от правила и погрузился в интернет-материал, какое несчастье на него обрушилось в молодости, в 1909 году – опухоль в спинном мозгу. Удивительно, что он вообще что-то смог создать после заболевания. А в картине, которую я собрался разбирать, по глазам било то, что впервые ошеломило в “Новой Москве” у Пименова – затылок вместо лица. Подначка у одного и другого. У Пименова – бравурности советского строительства, у Кустодиева – бравурности светского увеселения, посещения балета. У Кустолиева вообще полно подначек, кто помнит его купчих, посетителей балаганов, советских праздников. Что соответствует – по контрасту – тем болям которые он испытывал. Я его определил, как оказалось при перечитывании себя, не знающего об этих болях, как выразителя идеала типа соединения несоединимого. Если принять, что большие идеостили превращаются друг в друга в веках в одной и той же последовательности и как пример цикла посмотреть на околовозрожденческое время, то данный идеостиль окажется именуемым барокко. Тогда столетняя религиозная война в Западной Европе породила барокко, возмущённое этой войной, как Кустодиев был возмущён судьбой с этой опухолью. Подначка поверхностному отношению персонажей к балету, выраженное тремя затылками, подчёркивается почти профилем мужчины, вообще отвернувшегося от сцены. Казалось бы, такое блаженство – музыка балета, золото балконов и лож, блеск люстр, сказочность декораций и изящество балерин… Ан… 12 октября 2023 г.
|
02.06.2025 |
|
01.06.2025 |
|
31.05.2025 |
"…два пишем, семь на ум пошло"
|
30.05.2025 |
Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом
|
22.05.2025 |
|
22.05.2025 |
|
18.05.2025 |
|
16.05.2025 |
Про почти экстрасенсорику в искусствоведении
|
12.05.2025 |
|
10.05.2025 |
|
09.05.2025 |
Пример информационной войны против России
|
08.05.2025 |
Сталин не от мира сего скульптора Меркулова
|
05.05.2025 |
|
04.05.2025 |
Меня продолжают вербовать прокапиталисты
|
03.05.2025 |
|
01.05.2025 |
|
27.04.2025 |
|
24.04.2025 |
|
23.04.2025 |
Я ошибся с предательницей Афонской
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"