TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.06.2025
18:16

Ещё и ещё и ещё

     

    Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения…

    Написал и усомнился. Но сомнение моё совершенно дикое. Мне померещилось, что россияне 30 лет читали, что я пишу, и в результате страна – ну как сказать? – полевела. Появились ругательства: либераст, дерьмократия, катастройка… – Как случилось, что я оказался с большинством? А ведь я, стихийный левый диссидент, не так давно тогда, в СССР преследуемый КГБ, казался себе одиноким в дни ГКЧП в Одессе, на которой никак это ГКЧП не отразилось, и я б не знал, куда идти предлагать себя для поддержки ГКЧП, если б не боялся оставить одною жену во время переноски и перевозки кухонной мебели, которую нам подарила подруга жены, уезжая из страны навсегда. Народ массово предавал страну, а я – нет. Потому, что к тому времени уже 30 лет занимался искусство- и литературоведением. А это воспитывает въедливость. Что сообщает мировоззренческую устойчивость.

    И она опять резко нужна, так как страна втянулась в затяжную войну. Я согласен с теми, кто считает, что главный фронт не на Украине, а внутри России – с теми, кто скоро устанет от войны, как тогда от дефицита, и массы опять в принципе могут страну предать.

    Страну стало пошатывать даже от разногласий прививаться или нет от ковида.

    Тогда, случилось, я завёл на Дзен-портале канал и тогда же вступил в оказавшийся тут фронт борьбы за души людей. На этом портале обнаружились для меня горе-искюсствоведы, занимающиеся оболваниванием россиян: демонстрированием им красявых картинок с сопровождающим текстом без анализа. Наслаждайтесь (балдейте-де)! Портал аж специально приспособлен для этого: есть возможность ставить галереи из репродукций – без текста-разбора; есть возможность заблокировать комментатора, критикующего такой поверхностный подход, есть оправдываемая коммерцией механика увеличения числа показов в рекламе каналов тех, у кого больше посещаемость (а она больше у тех, кто не предлагает читателям думать).

    Одним из приёмов обалдения является внедрение клипового мышления.

    "…это вид сознания, при котором человек воспринимает информацию через короткие форматы и способен быстро переключаться с одной информации на другую из-за поверхностного погружения в её суть” (https://skillbox.ru/media/growth/clip-thinking/).

    Вот образчик: обсуждается применение в рассказе в “Новой литературе” слова “стадо” в применении к лебедям – вставляется репродукция картины Рылова “В голубом просторе” (там летят лебеди над морем) – продолжается разговор о словосочетании “стадо лебедей” – вставляется репродукция картины Эдвардс, иллюстрирующей балет “Лебединое озеро” – сказано о мировом распространении копий картин этой Эдвардс с балетными сценами – сказано о популярности в СССР фарфоровых статуэток Улановой в роли Одетты – вставляется репродукция такой статуэтки от скульптора Янсон-Манизер – сказано, что на основе одной из таких поставлен в Стокгольме памятник Улановой – вставлены биографические сведения Вострецовой, живописавшей на холстах балет – вставлено несколько репродукций этих картин – сказано, что частым прототипом была "Багаутдинова, которая в 2012 году защитила в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой диссертацию по теме “Современный художник о балетном театре. На примере Анастасии Вострецовой”” – вставлены репродукции картин других живописцев (Гибет, Камского), иллюстрирующих “Лебединое озеро” – вставлена репродукция Кустодиева с темой балета – несколько общих слов об искусстве балета – вставлено фото “Танца маленьких лебедей” – вставлен отрывок из стихотворения Алигер об этом танце.

    Что можно сказать о картинках?

    Для иллюстраций я б вообще предложил устроить музеи околоискусства. Об упоминавшейся картине-шедевре Рылова – см. тут и тут. А о кустодиевской “В ложе” 1912 года я не писал – может, удастся что-то толковое написать, раз я о его вещах много чего написал когда-то.

    Кустодиев. В ложе. 1912.

    "Технология” писания толково для меня часто начинается с перечитывания, что я написал раньше о данном художнике. Но в этот раз я что-то отступил от правила и погрузился в интернет-материал, какое несчастье на него обрушилось в молодости, в 1909 году – опухоль в спинном мозгу. Удивительно, что он вообще что-то смог создать после заболевания. А в картине, которую я собрался разбирать, по глазам било то, что впервые ошеломило в “Новой Москве” у Пименова – затылок вместо лица. Подначка у одного и другого. У Пименова – бравурности советского строительства, у Кустодиева – бравурности светского увеселения, посещения балета. У Кустолиева вообще полно подначек, кто помнит его купчих, посетителей балаганов, советских праздников. Что соответствует – по контрасту – тем болям которые он испытывал. Я его определил, как оказалось при перечитывании себя, не знающего об этих болях, как выразителя идеала типа соединения несоединимого.

    Если принять, что большие идеостили превращаются друг в друга в веках в одной и той же последовательности и как пример цикла посмотреть на околовозрожденческое время, то данный идеостиль окажется именуемым барокко. Тогда столетняя религиозная война в Западной Европе породила барокко, возмущённое этой войной, как Кустодиев был возмущён судьбой с этой опухолью.

    Подначка поверхностному отношению персонажей к балету, выраженное тремя затылками, подчёркивается почти профилем мужчины, вообще отвернувшегося от сцены. Казалось бы, такое блаженство – музыка балета, золото балконов и лож, блеск люстр, сказочность декораций и изящество балерин… Ан…

    12 октября 2023 г.

02.06.2025
21:02

Газа

    Пришла, видно, пора применить мне въедливость, выработанную в искусствоведческих разборах, применить непосредственно в информационной войне. Есть у меня один . . .

01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет. Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в . . .

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

08.05.2025
22:00

Сталин не от мира сего скульптора Меркулова

    Лично я, родившийся в 1938-м в захолустном городке, где ничего не знали о репрессиях предыдущего года, и узнавший о них лишь из слухов про ХХ съезд, ибо и мама моя . . .

05.05.2025
22:00

Из-под палки

    Писать не о чём, а в “Жестоком романсе” (1984) Рязанова я разобрал (см. тут) только первые 3 минуты. И не представляю, как остальное подвести под философское . . .

04.05.2025
17:15

Меня продолжают вербовать прокапиталисты

    Что такое теперешний капитализм в двух словах не политэкономически? Удовлетворять массам интересы ниже пояса. Или интерес балдеть. Чтоб без мысли. Я уже писал . . .

03.05.2025
17:20

Я – подневольный

    Разговор обо мне, дорогом, часто-пречасто является началом моей статьи. – Почему? – В частности, потому, что это – как разбег. Вдохновения нет, а писать надо. В том . . .

01.05.2025
19:51

Макаревич и, извиняюсь, я

    Я очень долго не разрешал себе отрицательно относиться к Макаревичу, к его песням, хоть мне хотелось отнестись отрицательно. Я даже целую книгу написал, имея в . . .

27.04.2025
19:40

Подколка в сериале «Спасская»

    Сериал “Спасская” оказался произведением о женской сексуальной психологии. А с этой материей ассоциируется слово “тайна”. А где недопонятность, там у меня . . .

24.04.2025
18:15

А всё-таки она вертится!

    Я, наглец, уподобляю себя Галилею перед инквизиторами. Хоть ни имени у меня нет, ни контакта с эстетическими врагами. Те даже не знают о моём существовании. (Лишь . . .

23.04.2025
12:08

Я ошибся с предательницей Афонской

    Я ошибся с предательницей Афонской Время от времени я спрашиваю поисковик: “новые стихи о войне на Украине”. И в этот раз мне выдало Афонскую. Она ж россиянка. На . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100