TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.06.2025
21:24

В чём мой долг перед собой и читателем

    Если какая репродукция понравится, не понятно, почему, - попробовать всё-таки разобраться, почему, и дать внятный ответ. Вот одна такая. Соколов. Женский портрет . . .

11.06.2025
22:24

Быка – за рога

    Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном . . .

10.06.2025
17:32

Остаёмся мы всё же братьями!

     

    Я не могу себе дать отчёта, почему… Может, из-за этой вспышки ненависти между арабами и евреями около и в Газе… Или от сообщений российского центрального ТВ, что пленные с украинской стороны не хотят, чтоб их меняли… Им, понимай, на российской стороне лучше, они не горят ненавистью к россиянам…

    В общем, я взял и спросил Яндекс: “найкращий поет сучасної України”. И первые имя и фамилию, которое мне выдало, были Мирослав Лаюк. А первое его стихотворение по запросу: “Мирослав Лаюк про війну на Україні”, - оказалось такое.

    Слова, вещи

    Мы перемещали холодильник

    со второго этажа в переулок –

    на ржавой ладони порез возник,

    и кровь залила рисунок.

    .

    Я написал на холодильнике “птица” –

    и она вылетел в окно: ого!

    за три тополя, панельный дом, а на руках

    еще больше проступило красного.

    .

    Написал на стене “машинистка” –

    и она начала печатать все, что я говорил,

    написал на девятке “шестерка” –

    и цифры её выгнали из сборника упражнений,

    .

    на зле написал “лошадь”, на лошади – “пасётся на лугу”,

    на всех врагах написал “спасибо”,

    на всех друзьях написал “друзья”,

    написал “сияние” на человеке, написал “медленные скорейшие”,

    .

    написал “поэзия” на хлебе и скатерти –

    и имел книгу стихов.

    последнее написал: “Да не будет ни соль, ни август,

    ни свет, ни мистерия, ни акация, ни лоб,

    а – Роза,

    да всё будет Сердце”.

    И было.

    Другая планета

    Розы, ирисы, пионы, жасмины!

    Слова, речі

    Ми переміщували холодильНИК

    з другого поверху у провУЛОК –

    на іржавій долоні поріз виНИК,

    і кров залила рисУНОК.

    .

    Я написав на холодильнику “ПТАХ” –

    і він вилетів у вікно:ОГО!

    за три тополі, панельний будинок, а на руКАХ

    ще більше проступило червонОГО.

    .

    Написав на стіні “машиНIСТКА” –

    і вона почала друкувати все, що я казАВ,

    написав на дев’ятці “ШIСТКА” –

    і цифри її вигнали зі збірника впрАВ,

    .

    на злі написав “коняка”, на коняці – “пасеться в лУЗI",

    на всіх ворогах написав “дякую”,

    на всіх друзях написав “дрУЗI”,

    написав “сяйво” на людині, написав “повільні скоріші”,

    .

    написав “поезія” на хлібові й скатертині –

    і мав книжку віршів.

    останнє написав: “Хай не буде ні сіль, ні серпень,

    ні світло, ні містерія, ні акація, ні чоло,

    а – Троянда,

    хай все буде Серце”.

    І було.

    Інша планета

    Троянди, іриси, півонії, жасмини!

    2019

    Общий смысл: через тернии – к звёздам! Слово – всесильно! Через кровь – к другой планете – Сердца и цветов.

    Вы заметили, что я в конце уменьшил шрифт, а до того рифмы писал заглавными буквами.

    Конец стихотворения написан верлибром.

    "Верлибр… это тип стихосложения, который принципиально освобождает от ритма, метра, рифмы и некоторых других “вторичных признаков”, например, строфики” (https://os.colta.ru/literature/events/details/35736/).

    Строфику Лаюк оставил.

    В следующих за этим стихотворением верлибры уже сплошь. И там – про безобразие на Этом свете:

    Другая планета

    Розы, ирисы, пионы, жасмины!

    вам не стоит здесь расти – берите свои корни в руки,

    берите свои семена в горсти и бегите прочь:

    в этой уничтоженной земле больше нет места жизни.

    Інша планета

    Троянди, іриси, півонії, жасмини!

    вам не варто тут рости – беріть своє коріння в руки,

    беріть своє насіння в жмені та втікайте геть:

    у цій понищеній землі більше немає місця життю.

    И т.д.

    Только в конце:

    …Выбираю себе новую планету.

    Обрезал все корни. Жду на лужайке под лесом.

    Наблюдаю пожар городов впереди, тьму позади.

    А под ногой что-то шевелится:

    поднимаю сапог –

    лилия.

    …Вибираю собі нову планету.

    Обтяв усі корені. Чекаю на галявині під лісом.

    Спостерігаю пожежу міст попереду, темряву позаду.

    А під ногою щось ворушиться:

    піднімаю чобіт –

    лілія.

    Как бесконечная песенка “У попа была собака”.

    В смысле – вот что (ужасное) даёт – иметь идеалом Запад. Когда-то – Польшу и Австро-Венгрию, теперь “Україна це Європа!”.

    А как раз в эти дни я читаю поразительную статью Исаченко “Из наблюдений над “новой рифмой”. The Hague-Paris, 1973. И он даёт поразительное наблюдение:

    "Казалось бы, что вместе с отказом от конечной рифмы русский стих должен был отказаться и от других наиболее устойчивых формальных признаков старой поэзии - изосиллабизма [равенство строф между собой по числу слогов] и строфики. Между тем как нерифмованный верлибр занимает господствующее место в современной западноевропейской и американской поэзии и прочно вошёл в обиход польской, чешской, словацкой, сербской и хорватской поэзии, в русской поэзии наших дней верлибристы занимают весьма скромное и явно периферийное место. Русское стихосложение, в прошлом так чутко отзывавшееся на новые веяния и формальные эксперименты западной поэзии, не примкнуло к нерифмованному верлибру, не отреклось от, казалось бы, безнадёжно устаревшей и изжитой поэтики, сохранив как одну из постоянных условностей конечную рифму, а вместе с ней и строфическое членение стихотворного текста… Причину этому, очевидно, не следует искать в некоем внешнем "изоляционизме" пореволюционной русской поэзии, в сознательном отталкивании от "западных" эстетических норм, огульно относимых иными критиками к проявлениям "декадентства". Никаким казённым критикам и теоретикам не удалось остановить развитие в чешской или польской поэзии, где лучшие поэты пишут верлибром; русские поэты, оказавшись за рубежом, не воспользовались отсутствием эстетической регламентации и не перешли в лагерь верлибристов. Сохранение в русской поэзии наших дней принципа конечной рифмы и связанной с рифмой строфической структуры стихотворного текста не связано с тормозящим воздействием официальной доктрины "социалистического реализма", замедлившее развитие современных форм русского романа, драматургии, живописи, балета, архитектуры и т.д.”.

    Причину, выдвигаемую Исаченко я отвергаю (и не раскрываю для простоты восприятия). А предлагаю свою сермяжную. Связанную с традиционалистским менталитетом русских.

    Как Восток ассоциируется с сонностью, а Запад – с прогрессом, так распределяется по миру рифма. Она родилась за много веков до нашей эры в Китае, похоже давно перебралась в Индию, в Аравию и в Западной Европе появилась "лишь в XI-XII веках, в поэзии трубадуров (Южная Франция), миннезингеров (Германия)” (https://stihi.ru/2007/11/24/2425), через Испанию и от крестовых походов. И очень пришлась по душе сонному Средневековью, а потом и традиционалистской России. И в России вошло в русский менталитет. А он подсознателен. Его не изменяют столетия и изменения во власти. Вот и всё.

    В конце же 19 столетия в Западной Европе началась и с тех пор не прекращается эра колоссального разочарования в культуре. В начале же 20 столетия в России, наоборот, случилась всемирно-историческая по силе попытка учредить царство Справедливости, которая через традиционализм теплилась тысячелетия у народов и как-то темно выражалась рифмой.

    И это всё объясняет в судьбе рифмы у разных народов. В странах народной демократии опыт Справедливости был им чужой, наносной. А в СССР – свой, родной. И Украину зацепил, украинский менталитет, в этом родной с русским.

    Его выражая, подсознательно, Лаюк и выражает прелесть былого (рифмами) и ужас наступившего в связи с украинским национализмом (верлибром).

    17 октября 2023 г.

     

03.06.2025
18:16

Ещё и ещё и ещё

    Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения… Написал и усомнился. Но . . .

02.06.2025
21:02

Газа

    Пришла, видно, пора применить мне въедливость, выработанную в искусствоведческих разборах, применить непосредственно в информационной войне. Есть у меня один . . .

01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет. Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в . . .

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

08.05.2025
22:00

Сталин не от мира сего скульптора Меркулова

    Лично я, родившийся в 1938-м в захолустном городке, где ничего не знали о репрессиях предыдущего года, и узнавший о них лишь из слухов про ХХ съезд, ибо и мама моя . . .

05.05.2025
22:00

Из-под палки

    Писать не о чём, а в “Жестоком романсе” (1984) Рязанова я разобрал (см. тут) только первые 3 минуты. И не представляю, как остальное подвести под философское . . .

04.05.2025
17:15

Меня продолжают вербовать прокапиталисты

    Что такое теперешний капитализм в двух словах не политэкономически? Удовлетворять массам интересы ниже пояса. Или интерес балдеть. Чтоб без мысли. Я уже писал . . .

03.05.2025
17:20

Я – подневольный

    Разговор обо мне, дорогом, часто-пречасто является началом моей статьи. – Почему? – В частности, потому, что это – как разбег. Вдохновения нет, а писать надо. В том . . .

01.05.2025
19:51

Макаревич и, извиняюсь, я

    Я очень долго не разрешал себе отрицательно относиться к Макаревичу, к его песням, хоть мне хотелось отнестись отрицательно. Я даже целую книгу написал, имея в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100