TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.06.2025
21:24

В чём мой долг перед собой и читателем

    Если какая репродукция понравится, не понятно, почему, - попробовать всё-таки разобраться, почему, и дать внятный ответ. Вот одна такая. Соколов. Женский портрет . . .

11.06.2025
22:24

Быка – за рога

     

    Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном обществе. Идеал 1830 года.

    А до этого (в 1829 году) у Пушкина был другой идеал – Дома и Семьи.

    Так вот мне мерещится, что Швейцер, вставив в свой фильм “Маленькие трагедии” (1979) для части “Каменный гость” в качестве песни Лауры (у Пушкина отсутствующей) песню на слова Пушкина же “Жил на свете рыцарь бедный” (1829), - мне мерещится, что я теперь глубоко понимаю, КАК это идеал Дома и Семьи превратился в идеал консенсуса в сословном обществе. В этом стихотворении Матерь Божья, взяв к себе на небо грешника, любившего Её земной любовью, осуществила Консенсус низкого и высокого.

     

    Жил на свете рыцарь бедный,

    Молчаливый и простой,

    С виду сумрачный и бледный,

    Духом смелый и прямой.

    .

    Он имел одно виденье,

    Непостижное уму,

    И глубоко впечатленье

    В сердце врезалось ему.

    .

    Путешествуя в Женеву,

    На дороге у креста

    Видел он Марию деву,

    Матерь господа Христа.

    .

    С той поры, сгорев душою,

    Он на женщин не смотрел,

    И до гроба ни с одною

    Молвить слова не хотел.

    .

    С той поры стальной решетки

    Он с лица не подымал

    И себе на шею четки

    Вместо шарфа привязал.

    .

    Несть мольбы Отцу, ни Сыну,

    Ни святому Духу ввек

    Не случилось паладину,

    Странный был он человек.

    .

    Проводил он целы ночи

    Перед ликом пресвятой,

    Устремив к ней скорбны очи,

    Тихо слезы лья рекой.

    .

    Полон верой и любовью,

    Верен набожной мечте,

    Ave, Mater Dei кровью

    Написал он на щите.

    .

    Между тем как паладины

    Ввстречу трепетным врагам

    По равнинам Палестины

    Мчались, именуя дам,

    .

    Lumen coelum, sancta Rosa!

    Восклицал всех громче он,

    И гнала его угроза

    Мусульман со всех сторон.

    .

    Возвратясь в свой замок дальный,

    Жил он строго заключен,

    Все влюбленный, все печальный,

    Без причастья умер он;

    .

    Между тем как он кончался,

    Дух лукавый подоспел,

    Душу рыцаря сбирался

    Бес тащить уж в свой предел:

    .

    Он-де богу не молился,

    Он не ведал-де поста,

    Не путем-де волочился

    Он за матушкой Христа.

    .

    Но пречистая сердечно

    Заступилась за него

    И впустила в царство вечно

    Паладина своего.

    1829

    Одно меня смущает – год создания фильма Швейцером: 1979. Это за три года до “воцарения” Андропова, чёрт знает сколько времени до того взявшего курс на конвергенцию социализма (так называемого) с капитализмом. Тоже, мол, некий консенсус. – Неужели Швейцер такой пронзительный? Чуял в 1979-м, куда идёт… То есть то, что я называю реализмом, чуянием того в социуме, чего ещё никто не почуял.

    Самое жуткое (для меня), что это учуяла Белохвостикова, игравшая Донну Анну (так можно понять её разговор на программе “2Верник2”).

    "- Это был Швейцер… Маленькие трагедии…

    - Ну конечно. Данна Анна.

    - Да!

    "Д о н н а А н н а (парализовано):

    Вы, говорят, безбожный развратитель,

    Вы сущий демон. Сколько бедных женщин

    Вы погубили?

    Д о н Г у а н (тоже парализованный):

    Ни одной доныне

    Из них я не любил.

    Д о н н а А н н а (с горькой усмешкой”:

    И я поверю,

    Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз,

    Чтоб не искал во мне он жертвы новой!

    ".

    - Ну вот магия Высоцкого… Тоже… Вы играли любовь… Это Пушкин… По-моему, ни с кем больше… вот это вот… Слова любви… Никому он не говорил в кадре, кроме Натальи Белохвостиковой в кино.

    - Да? Я не знала.

    - Объяснение в любви было только Анне Белохвостиковой.

    - Да. Может быть. Да. Но Пушкин… Вообще было феерическое… Швейцер…

    - Швейцер-то вас хоть познакомил перед кадром? Вы с Владимиром Семёнычем встретились уже на съёмочной площадке?

    - На съёмочной площадке. Его не утверждали три месяца.

    - Представляешь, как Швейцер, да? Он три месяца бился за Высокого. Все начальники говорили: “Нет. Закрыт. Высоцкого не снимать”. Да? И уж точно не в Дон Гуане.

    - Да.

    - И пробил. Снял! Успел. И как он это делал?

    - Тут тоже чудо произошло. Потому что Михаил Абрамыч знал… Они были очень близки с Володей и… Он снимал в его объединении картины с мужем, с Наумовым. И мне позвонил он.

    - Швейцер?

    - Швейцер. Артистке звонит режиссёр

    - Артистке звонит великий Швейцер.

    - Да. Потому что я его знала хорошо. Говорит: “Наташенька, я начинаю снимать “Маленькие трагедии”. Хотел бы, чтоб ты сыграла Донну Анну. – Я вот. Пауза. Я говорю: “Михал Абрамыч, на прбу надо приехать?” - “Нет, я приглашаю тебя в фильм…”

    - Без проб?

    - Да. Я говорю: “Она же испанка”. На что мне отвечает, что… “Да. Я понимаю. Вот Софья Абрамовна (Милькина)… Мы так много всё это обсуждали. Но вот я думаю, что в России ангел должен быть с белыми волосами”.

    У нас была очень тяжёлая съёмка, когда Дон Гуан в этой: "Вы чёрные власы на мрамор бледный / Рассыплете”… И съёмка эта наступила. И Пушкин, и чёрные власы… И ходил Володя в своём костюме по декорации, подходит ко мне и: "чудные власы на мрамор бледный”. Сняли. – Никто не ругал. Никто не заметил. Ни в одной рецензии. Я никогда слова осуждения за то, что переписали Пушкина…

    - Энергетически сложно было с Высоцким?

    - Нет! Нет. Нет. Нет.

    - Характер?

    - Замечательный. Было легко, удобно. Мне было свободно.

    - Истовый тоже в работе? Да?

    - Да. Да, да, да, да. Как последний раз. Я когда видела его вены на лице, я как-то говорила, что Володя… Тяжело… Не надо…

    - Тяжело?

    - Ну как-то всем от смерти тяжело. Как-то страшно и бесстрашно.

    - Швейцер снимает с тобой, с Высоцким, с Юрским – всех не перечислишь – “Маленькие трагедии” – и это такая современная картина!

    -Да” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1490&start_record=2023-10-19-16-10).

    Мистика какая-то. Я уж думал, что так, как понимаю реализм я, никто его не понимает. А вот… И ведь только годы и годы спустя стала ясна роль Андропова…

    И не важно, что он ошибся, и как равную РФ Запад не принял. Но так думалось. И не только ему. А, вот, и Швейцеру.

    Или они, Верники и Белохвостикова, просто для красного словца сказанули?..

    19 октября 2023 г.

10.06.2025
17:32

Остаёмся мы всё же братьями!

    Я не могу себе дать отчёта, почему… Может, из-за этой вспышки ненависти между арабами и евреями около и в Газе… Или от сообщений российского центрального ТВ, что . . .

03.06.2025
18:16

Ещё и ещё и ещё

    Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения… Написал и усомнился. Но . . .

02.06.2025
21:02

Газа

    Пришла, видно, пора применить мне въедливость, выработанную в искусствоведческих разборах, применить непосредственно в информационной войне. Есть у меня один . . .

01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет. Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в . . .

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

08.05.2025
22:00

Сталин не от мира сего скульптора Меркулова

    Лично я, родившийся в 1938-м в захолустном городке, где ничего не знали о репрессиях предыдущего года, и узнавший о них лишь из слухов про ХХ съезд, ибо и мама моя . . .

05.05.2025
22:00

Из-под палки

    Писать не о чём, а в “Жестоком романсе” (1984) Рязанова я разобрал (см. тут) только первые 3 минуты. И не представляю, как остальное подвести под философское . . .

04.05.2025
17:15

Меня продолжают вербовать прокапиталисты

    Что такое теперешний капитализм в двух словах не политэкономически? Удовлетворять массам интересы ниже пояса. Или интерес балдеть. Чтоб без мысли. Я уже писал . . .

03.05.2025
17:20

Я – подневольный

    Разговор обо мне, дорогом, часто-пречасто является началом моей статьи. – Почему? – В частности, потому, что это – как разбег. Вдохновения нет, а писать надо. В том . . .

01.05.2025
19:51

Макаревич и, извиняюсь, я

    Я очень долго не разрешал себе отрицательно относиться к Макаревичу, к его песням, хоть мне хотелось отнестись отрицательно. Я даже целую книгу написал, имея в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100