|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.06.2025 |
В чём мой долг перед собой и читателем
|
||
11.06.2025 |
Быка – за рога
Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном обществе. Идеал 1830 года. А до этого (в 1829 году) у Пушкина был другой идеал – Дома и Семьи. Так вот мне мерещится, что Швейцер, вставив в свой фильм “Маленькие трагедии” (1979) для части “Каменный гость” в качестве песни Лауры (у Пушкина отсутствующей) песню на слова Пушкина же “Жил на свете рыцарь бедный” (1829), - мне мерещится, что я теперь глубоко понимаю, КАК это идеал Дома и Семьи превратился в идеал консенсуса в сословном обществе. В этом стихотворении Матерь Божья, взяв к себе на небо грешника, любившего Её земной любовью, осуществила Консенсус низкого и высокого.
Одно меня смущает – год создания фильма Швейцером: 1979. Это за три года до “воцарения” Андропова, чёрт знает сколько времени до того взявшего курс на конвергенцию социализма (так называемого) с капитализмом. Тоже, мол, некий консенсус. – Неужели Швейцер такой пронзительный? Чуял в 1979-м, куда идёт… То есть то, что я называю реализмом, чуянием того в социуме, чего ещё никто не почуял. Самое жуткое (для меня), что это учуяла Белохвостикова, игравшая Донну Анну (так можно понять её разговор на программе “2Верник2”). "- Это был Швейцер… Маленькие трагедии… - Ну конечно. Данна Анна. - Да! "Д о н н а А н н а (парализовано): Вы, говорят, безбожный развратитель, Вы сущий демон. Сколько бедных женщин Вы погубили? Д о н Г у а н (тоже парализованный): Ни одной доныне Из них я не любил. Д о н н а А н н а (с горькой усмешкой”: И я поверю, Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз, Чтоб не искал во мне он жертвы новой! ". - Ну вот магия Высоцкого… Тоже… Вы играли любовь… Это Пушкин… По-моему, ни с кем больше… вот это вот… Слова любви… Никому он не говорил в кадре, кроме Натальи Белохвостиковой в кино. - Да? Я не знала. - Объяснение в любви было только Анне Белохвостиковой. - Да. Может быть. Да. Но Пушкин… Вообще было феерическое… Швейцер… - Швейцер-то вас хоть познакомил перед кадром? Вы с Владимиром Семёнычем встретились уже на съёмочной площадке? - На съёмочной площадке. Его не утверждали три месяца. - Представляешь, как Швейцер, да? Он три месяца бился за Высокого. Все начальники говорили: “Нет. Закрыт. Высоцкого не снимать”. Да? И уж точно не в Дон Гуане. - Да. - И пробил. Снял! Успел. И как он это делал? - Тут тоже чудо произошло. Потому что Михаил Абрамыч знал… Они были очень близки с Володей и… Он снимал в его объединении картины с мужем, с Наумовым. И мне позвонил он. - Швейцер? - Швейцер. Артистке звонит режиссёр - Артистке звонит великий Швейцер. - Да. Потому что я его знала хорошо. Говорит: “Наташенька, я начинаю снимать “Маленькие трагедии”. Хотел бы, чтоб ты сыграла Донну Анну. – Я вот. Пауза. Я говорю: “Михал Абрамыч, на прбу надо приехать?” - “Нет, я приглашаю тебя в фильм…” - Без проб? - Да. Я говорю: “Она же испанка”. На что мне отвечает, что… “Да. Я понимаю. Вот Софья Абрамовна (Милькина)… Мы так много всё это обсуждали. Но вот я думаю, что в России ангел должен быть с белыми волосами”. У нас была очень тяжёлая съёмка, когда Дон Гуан в этой: "Вы чёрные власы на мрамор бледный / Рассыплете”… И съёмка эта наступила. И Пушкин, и чёрные власы… И ходил Володя в своём костюме по декорации, подходит ко мне и: "чудные власы на мрамор бледный”. Сняли. – Никто не ругал. Никто не заметил. Ни в одной рецензии. Я никогда слова осуждения за то, что переписали Пушкина… - Энергетически сложно было с Высоцким? - Нет! Нет. Нет. Нет. - Характер? - Замечательный. Было легко, удобно. Мне было свободно. - Истовый тоже в работе? Да? - Да. Да, да, да, да. Как последний раз. Я когда видела его вены на лице, я как-то говорила, что Володя… Тяжело… Не надо… - Тяжело? - Ну как-то всем от смерти тяжело. Как-то страшно и бесстрашно. - Швейцер снимает с тобой, с Высоцким, с Юрским – всех не перечислишь – “Маленькие трагедии” – и это такая современная картина! Мистика какая-то. Я уж думал, что так, как понимаю реализм я, никто его не понимает. А вот… И ведь только годы и годы спустя стала ясна роль Андропова… И не важно, что он ошибся, и как равную РФ Запад не принял. Но так думалось. И не только ему. А, вот, и Швейцеру. Или они, Верники и Белохвостикова, просто для красного словца сказанули?.. 19 октября 2023 г.
|
||
10.06.2025 |
|
||
03.06.2025 |
|
||
02.06.2025 |
|
||
01.06.2025 |
|
||
31.05.2025 |
"…два пишем, семь на ум пошло"
|
||
30.05.2025 |
Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом
|
||
22.05.2025 |
|
||
22.05.2025 |
|
||
18.05.2025 |
|
||
16.05.2025 |
Про почти экстрасенсорику в искусствоведении
|
||
12.05.2025 |
|
||
10.05.2025 |
|
||
09.05.2025 |
Пример информационной войны против России
|
||
08.05.2025 |
Сталин не от мира сего скульптора Меркулова
|
||
05.05.2025 |
|
||
04.05.2025 |
Меня продолжают вербовать прокапиталисты
|
||
03.05.2025 |
|
||
01.05.2025 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"