TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.06.2025
18:16

Ещё и ещё и ещё

    Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения… Написал и усомнился. Но . . .

02.06.2025
21:02

Газа

    Пришла, видно, пора применить мне въедливость, выработанную в искусствоведческих разборах, применить непосредственно в информационной войне. Есть у меня один . . .

01.06.2025
21:08

Новый крах?

     

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий.

    И его не поколебала вычитанная мною ограниченность выразительных средств у рифмы (то она заударная, то она предударная):

    ""Эволюция” рифмы происходит не в форме поступательного однонаправленного движения от точности к неточности, а представляет собой многоаспектный процесс развития “по спирали”, с регулярным прохождением прежних стадий на новом уровне” (Минералов. Теория современной русской рифмы).

    Почему не поколебала – вопрос. Возможно, спинной мозг или подсознание почуяли, вывод иных наблюдателей-теоретиков, который я только что обнаружил, что…

    "Путь пройденный русским [и не только] стихосложением с времён символизма и до наших дней толкуется… как постепенное расшатывание жёстких правил и условностей классического русского [и не только] стиха 19-го века, как результат постепенной, но неуклонной канонизации ряда “поэтических вольностей”, как прямой отказ от старой поэтики. Такой чисто отрицательный подход…” (Исаченко. Из наблюдений над новой рифмой. https://books.google.co.il/books/about/Slavic_Poetics.html?id=xFJbDAAAQBAJ&redir_esc=y).

    В моём стройном эстетическом мировоззрении в конце 19 столетия у человечества (при европоцентристском взгляде) случился второй – после античности – пик отчаяния в культуре. Первый случился в Древней Греции из-за появления рабства (рабом мог стать любой – из-за долгов, например – и это было для свободного так ужасно…) А второй – в конце 19 века… Тут много чего сошлось. И кризис религии из-за успехов науки… И кризис науки из-за засилья позитивизма (нечего, мол, сильно углубляться, впечатления понятности можно достичь и без углубления)… И кризис духовности из-за сытости, захватившей широкие слои среднего класса в Западной Европе… И кризис физики (его, как побочную боль от прогресса ощущали футуристы)… Всё это предлагало моему подсознанию принять "отказ от старой поэтики” как "отрицательный подход…”.

    (Которого сам Исаченко как раз не разделяет.)

    А вот выявилось что-то похожее, как с рифмой, с изображением в живописи пространства (то оно как бы без воздуха, то с воздухом), и я в тихой панике. Акцентирование, - по крайней мере Тарабукиным, - то одного, то другого совершенно не понятно: как это связать с выражением подсознательного идеала у художников как символов больших идеостиилей. Те хоть и большие, но смена их происходит в масштабах столетия, а не 2-х тысяч лет, как с рифмой.

    Сфумато (изображение, учитывающее наличие воздуха) Леонардо да Винчи изобрёл в конце 15 столетия, и можно думать, что изобретение было от замысла сознания создать максимум иллюзорности (это внешний признак стиля Высокого Возрождения; внутреннее задание этого идеостиля – гармония низкого и высокого – было уделом подсознательного идеала авторов, не могущих выдержать разврата идеостился, называемого обратной стороной титанизма {когда рисовали половые органы сами по себе}). Наверно, случайно, что в “Моне Лизе”, осознаваемо творимое сфумато, сказалось, - об этом пишут видевшие подлинник, - на выражении подсознательного идеала гармонии низкого и высокого, - сказалось потому, что от разного прищура ваших глаз (разного прохождения света мимо ваших ресниц) меняется выражение лица Моны Лизы от вакханки до чистой, и вас потрясает эта живость, и ваша совесть кричит, оттого, что Мона Лиза раскусила, что вы про неё подумали, а объективно Леонардо может быть удовлетворён: его идеал стал вашим идеалом на какую-то секунду.

    Но зачем за изображение воздуха через полстолетия хвалить Тициана? Ведь пришёл другой стиль – Позднего Возрождения. Хвалить Тициана надо бы за "настоящие красочные симфонии” (http://www.artprojekt.ru/gallery/titian/051.html)

    На лице есть любые оттенки: светло-желтое между его правым глазом и правым ухом и на нижнем веке, багряное чуть (от нас) правее, серо-коричневое чуть (от нас) левее, тёмно-коричневое на его правом ухе и т.д. Сколько оттенков, кроме вишнёвого, на его губах?

    образно, но тоже подсознательно, выражающие идеал телесности, - идеал трагический из-за разгула клерикализма в Италии. Позднему Тициану никакой гармонии и иллюзорности не надо. Идёт же с субъективным ребяческим оптимизмом драка, мол, вот-вот и победим ханжеских католиков. Когда объективно дело шло к поражению. Выражению через субъективно "настоящие красочные симфонии” ребяческого оптимизма сверхточность (воздух) даже и мешает. И чего им, казалось бы, козырять?

    Тициан. Святой Себастьян. Около 1576.

    "…у Тициана в его эрмитажной картине… Тело оживлено скользящими бликами света и тени. Воздушная атмосфера придала телу мягкость и теплоту… Это – пейзаж в подлинном стилистическим смысле этого термина” (Тарабукин. https://vk.com/doc15417283_448261696?hash=rVAqGM0pyb2v6UFekzliQzimOcLFuB4NEt8rg3fdYug&dl=3lq28yUwLHyBuyVvnL4zlJdpVMgbzte4LTynnG5yQV4).

    Но никаким воздухом не объяснить блики "света и тени” на ляжках и икрах святого, даже если слева на картине костёр (почему-то бездымный, раз видна заря на горизонте).

    Что передо мною: формалистский перегиб у Тарабукина или крах моего эстетического мировоззрения?

    Я б вообще усомнился, что тут техника сфумато. Скорее – союз, среднее между техникой сфумато и техникой светотени.

    "Как и светотень, юнион [союз] передает контрасты, а как сфумато стремится к гармонии и единству” (https://en.wikipedia.org/wiki/Unione).

    Можно сказать, что элементы сфумато (на краях тела и фона), как и слабость физического страдания (Св. Себастьян не тут) – это инерция стиля Высокого Возрождения.

    Когда Тициан ещё целиком принадлежал Высокому Возрождению (т.е. религиозные контры его менее беспокоили, чем крайний разврат стиля обратной стороны титанизма и всего общества), сфумато играло бо`льшую роль.

    Тициан. Крестный путь Христа. 1505-1507.

    Меньшие перепады от света к тени на телах (и лицах и больше контраста в чувствах: низкого {ненависти у христоненавистника} и отрешённости {у Христа}). Тело ненавистника прямо омывается воздухом. У него мускулистое тело и резкие черты лица. Мышцы, мимика, складки лица могли б быть выражены эффектнее. Но этого нет.

    .

    Мне могут попенять, что я занимаюсь вещами очень далёкими от злобы дня. – Я думаю иначе.

    Злоба дня для России – в войне. И главным фронтом из-за затяжного её характера я считаю внутрироссийский, идейный. Когда от войны устанут, народ может опять предать страну, как это уже случилось в 1991 году. Чтоб не предать, надо быть въедливым, разбираться, что к чему, чего у народа не оказалось в 1991-м. А для въедливости полезно заниматься тем, что называется “трудным чтением” – читать искусствоведческие статьи.

    14 октября 2023 г.

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет. Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в . . .

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

08.05.2025
22:00

Сталин не от мира сего скульптора Меркулова

    Лично я, родившийся в 1938-м в захолустном городке, где ничего не знали о репрессиях предыдущего года, и узнавший о них лишь из слухов про ХХ съезд, ибо и мама моя . . .

05.05.2025
22:00

Из-под палки

    Писать не о чём, а в “Жестоком романсе” (1984) Рязанова я разобрал (см. тут) только первые 3 минуты. И не представляю, как остальное подвести под философское . . .

04.05.2025
17:15

Меня продолжают вербовать прокапиталисты

    Что такое теперешний капитализм в двух словах не политэкономически? Удовлетворять массам интересы ниже пояса. Или интерес балдеть. Чтоб без мысли. Я уже писал . . .

03.05.2025
17:20

Я – подневольный

    Разговор обо мне, дорогом, часто-пречасто является началом моей статьи. – Почему? – В частности, потому, что это – как разбег. Вдохновения нет, а писать надо. В том . . .

01.05.2025
19:51

Макаревич и, извиняюсь, я

    Я очень долго не разрешал себе отрицательно относиться к Макаревичу, к его песням, хоть мне хотелось отнестись отрицательно. Я даже целую книгу написал, имея в . . .

27.04.2025
19:40

Подколка в сериале «Спасская»

    Сериал “Спасская” оказался произведением о женской сексуальной психологии. А с этой материей ассоциируется слово “тайна”. А где недопонятность, там у меня . . .

24.04.2025
18:15

А всё-таки она вертится!

    Я, наглец, уподобляю себя Галилею перед инквизиторами. Хоть ни имени у меня нет, ни контакта с эстетическими врагами. Те даже не знают о моём существовании. (Лишь . . .

23.04.2025
12:08

Я ошибся с предательницей Афонской

    Я ошибся с предательницей Афонской Время от времени я спрашиваю поисковик: “новые стихи о войне на Украине”. И в этот раз мне выдало Афонскую. Она ж россиянка. На . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100