|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
13.06.2025 |
Про кое-что в сериале «Сельский детектив»
|
12.06.2025 |
В чём мой долг перед собой и читателем
Если какая репродукция понравится, не понятно, почему, - попробовать всё-таки разобраться, почему, и дать внятный ответ. Вот одна такая. Соколов. Женский портрет. 1920-е годы. Я ж думаю, что нравление происходит не зря. И как бы оно ни было подсознательно, я, мол, смогу тайное самому себе разгадать так, что оно окажется логически поддержано всем тем, что я знаю об истории искусства. То есть я думаю, что роль подсознания в нравлении состоит в том, что – неведомо для моего сознания – устанавливается в мозгу соответствие деталей “текста” произведения с этими самыми моими же знаниями об истории искусства. Когда связь перечисленного замыкается, моё сознание ощущает: нравится. Плохо, что мне чаще всего надо читать у кого-то о понравившейся вещи (она почти всегда для меня бывает новинкой) и ждать, что из прочитанного годится для данной вещи. Именно эту вещь я, наоборот, принялся искать по интернету от чтения такого вкусного отрывка: "Такие его [М.К. Соколова] полотна, как “Битва”, портреты, “бульвары” — колористичны. Пригоршнями драгоценных камней разбросана краска. Она горит, играет в картине, пребывая в ней, однако, как нечто самостоятельное, вне органической, я бы сказал, вне детерменистически-логической связи с изобразительностью и сюжетом. Цвета приятные по сочетаниям, полноценные в самих себе, составляют как бы орнаментальное украшение, внешний покров картины, воспринимающейся как мозаика, инкрустация, шитье. Цветовая композиция такой картины по преимуществу декоративна. Кажется, что художнику безразлично, где и на чем, по выражению поэта, “рассыпать огненный стеклярус”. И вот его цвета загораются своими переливами на дамских платьях, как и на крупах лошадей, на копьях всадников так же, как в пейзажах с бульварами. Портрет отсутствует у Соколова-колориста. У него не изображения лиц, а туалеты, составленные из цветного бисера. Пусть не посетует на меня художник за сказанное. В утешение, если он нуждается в этом, я напомню, что портретам даже Рубенса и ван Дейка не однажды отказывали в портретности… …Техника Соколова в колористическом отношении стоит на большой высоте. Мастер обладает большим вкусом к цвету. Его работы доставляют изысканное удовольствие глазу. Они красивы в благородном смысле этого слова. Но ведь не цветом ограничивается живопись. Увлечение техникой само по себе не редко идет в ущерб глубине образа. Художники-формалисты склонны к аналитичности и впадают неизбежно в виртуозность, которая превращается в самоцель. Они начинают превозносить средства выше цели. Их интересует манера, а не жизнь.” (Тарабукин. Колористичность и живописность в работах Михаила Соколова. https://ojs.newartstudies.ru/index.php/journal/issue/view/18/newartstudies0123). Ну проверим, как этому золотому какому-то шитью всё равно, где блестеть. Например, едва ли не самая светлая точка помещена в тени под левой грудью дамы. Там бы тени уже господствовать. – Нет! Или вот. Источник света находится строго слева от лица (оно ровно пополам освещено.) Можно сказать, в плоскости лица, лишь чуть повёрнутого от нас влево. А то, что называется у руки плечом, оказывается ближе к нам, чем та плоскость с источником света. То есть источник света ЗА этим так называемым плечом. Но тогда на нём должна быть тень. А её нету. – Соколову жалко уменьшить площадь сияния. По той же причине нет тени на цилиндре шляпы. Она сияет ядовито-красным, и жаль уменьшать это сияние. А лицо не сияет. Так и внимания к нему нет. Соколов имел обыкновение по памяти писать, а не с натуры. Психология, душа портретируемого ему не нужна. Отправляясь от последнего нюанса, можно подумать, что у Соколова импрессионизм (хвала абы какой жизни). Абы какая – это писание лица не с натуры. Но тогда это был бы некий оптимизм. Голодающий Моне всё-таки воспевал обрекающий его на голод империализм за позитивную того сторону – динамизм всего. А Соколов, активно участвуя в июле 1917 года в провалившейся попытке свергнуть временное правительство, после встречи с Керенским пришёл, видно, в полное отчаяние от всего Этого мира и убежал из него. Как и приверженцы парижского стиля (к которым Соколова причисляют). У тех же – в их отчаянии – было стремление к красоте ужасного. Вот если никакое лицо “Женского портрета” понимать как ужасное (лицо ж всё-таки… после веков психологизма, начиная с романтизма с того исключительностью)… То Соколова можно принять за философского ницшеанца с идеалом бегства в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Платье как не материя, а инкрустация тогда сойдёт за странность для 20-х годов. Необходимая, чтоб дать образ этого иномирия. И тогда Тарабукин не прав, дескать, это не портрет – в смысле – одна техника. Но ужасность лица – слабая посылка. Самое страшное, что я у него нашёл – это, присланное из ссылки в Сибирь. Соколов. Чёрные деревья. Почему-то жутью веет. Может, потому что тут преходящесть мига изображена. А это страшно – преходящесть. Соколов был лишён надежды, что его творчество останется жить после него. Он писал, что он не успел. Ему не дали. Единственное, на что можно твёрдо сослаться как на наличие у него подсознательного идеала метафизического иномирия, это его любовь к “Уединённому” (1911) Розанова. "Шумит ветер в полночь и несет листы... Так и жизнь в быстротечном времени срывает с души нашей восклицания, вздохи, полумысли, получувства... Которые, будучи звуковыми обрывками, имеют ту значительность, что “сошли” прямо с души, без переработки, без цели, без преднамеренья, — без всего постороннего... Просто, — “душа живет”... т. е. “жила”, “дохнула”... [Что это, как не презрение к Этому миру и бессмысленности жизни в нём?] . С читателем гораздо скучнее, чем одному. . Из безвестности приходят наши мысли и уходят в безвестность. . Что-то течет в душе. Вечно. Постоянно. Что? Почему? Кто знает? — меньше всего автор. . Как это печально и страшно. Верно, я многого не понимаю, так как это мне кажется страшным. Какая-то “воронка в глубь ада”... . Я не нужен: ни в чем я так не уверен, как в том, что я не нужен. . К вопросу о неуместности человека. Как-то стою я в часовенке, при маленьком сквере около Владимирской церкви, на Петербургской стороне. Может, и в самой церкви — забыл — было лет 14 назад. И замечаю, что я ничего не слышу, что читают и поют. А пришел с намерением слушать и умилиться. Тогда я подумал: “Точно я иностранец — во всяком месте, во всяком часе, где бы ни был, когда бы ни был”. Все мне чуждо, и какой-то странной, на роду написанной, отчужденностью. Что бы я ни делал, кого бы ни видел — не могу ни с чем слиться. “Несовокупляющийся человек”, — духовно. Человек solo. . Вот и совсем прошла жизнь... Остались немногие хмурые годы, старые, тоскливые, ненужные... Как все становится ненужно. Это главное ощущение старости. Особенно — вещи, предметы: одежда, мебель, обстановка. Каков же итог жизни? Ужасно мало смысла. . …скверно вокруг” (https://proza.ru/2005/06/22-148). 20 октября 2023 г.
|
11.06.2025 |
|
10.06.2025 |
|
03.06.2025 |
|
02.06.2025 |
|
01.06.2025 |
|
31.05.2025 |
"…два пишем, семь на ум пошло"
|
30.05.2025 |
Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом
|
22.05.2025 |
|
22.05.2025 |
|
18.05.2025 |
|
16.05.2025 |
Про почти экстрасенсорику в искусствоведении
|
12.05.2025 |
|
10.05.2025 |
|
09.05.2025 |
Пример информационной войны против России
|
08.05.2025 |
Сталин не от мира сего скульптора Меркулова
|
05.05.2025 |
|
04.05.2025 |
Меня продолжают вербовать прокапиталисты
|
03.05.2025 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"