TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.06.2025
10:56

Про кое-что в сериале «Сельский детектив»

    Когда-то в молодости я был поражён таким эффектом. Я нарвал тугой пучок только что распустившихся одуванчиков и дома поставил их в баночку с водой. И они стали в . . .

12.06.2025
21:24

В чём мой долг перед собой и читателем

     

    Если какая репродукция понравится, не понятно, почему, - попробовать всё-таки разобраться, почему, и дать внятный ответ.

    Вот одна такая.

    Соколов. Женский портрет. 1920-е годы.

    Я ж думаю, что нравление происходит не зря. И как бы оно ни было подсознательно, я, мол, смогу тайное самому себе разгадать так, что оно окажется логически поддержано всем тем, что я знаю об истории искусства. То есть я думаю, что роль подсознания в нравлении состоит в том, что – неведомо для моего сознания – устанавливается в мозгу соответствие деталей “текста” произведения с этими самыми моими же знаниями об истории искусства. Когда связь перечисленного замыкается, моё сознание ощущает: нравится.

    Плохо, что мне чаще всего надо читать у кого-то о понравившейся вещи (она почти всегда для меня бывает новинкой) и ждать, что из прочитанного годится для данной вещи.

    Именно эту вещь я, наоборот, принялся искать по интернету от чтения такого вкусного отрывка:

    "Такие его [М.К. Соколова] полотна, как “Битва”, портреты, “бульвары” — колористичны. Пригоршнями драгоценных камней разбросана краска. Она горит, играет в картине, пребывая в ней, однако, как нечто самостоятельное, вне органической, я бы сказал, вне детерменистически-логической связи с изобразительностью и сюжетом. Цвета приятные по сочетаниям, полноценные в самих себе, составляют как бы орнаментальное украшение, внешний покров картины, воспринимающейся как мозаика, инкрустация, шитье. Цветовая композиция такой картины по преимуществу декоративна. Кажется, что художнику безразлично, где и на чем, по выражению поэта, “рассыпать огненный стеклярус”. И вот его цвета загораются своими переливами на дамских платьях, как и на крупах лошадей, на копьях всадников так же, как в пейзажах с бульварами.

    Портрет отсутствует у Соколова-колориста. У него не изображения лиц, а туалеты, составленные из цветного бисера. Пусть не посетует на меня художник за сказанное. В утешение, если он нуждается в этом, я напомню, что портретам даже Рубенса и ван Дейка не однажды отказывали в портретности…

    …Техника Соколова в колористическом отношении стоит на большой высоте. Мастер обладает большим вкусом к цвету. Его работы доставляют изысканное удовольствие глазу. Они красивы в благородном смысле этого слова. Но ведь не цветом ограничивается живопись. Увлечение техникой само по себе не редко идет в ущерб глубине образа. Художники-формалисты склонны к аналитичности и впадают неизбежно в виртуозность, которая превращается в самоцель. Они начинают превозносить средства выше цели. Их интересует манера, а не жизнь.” (Тарабукин. Колористичность и живописность в работах Михаила Соколова. https://ojs.newartstudies.ru/index.php/journal/issue/view/18/newartstudies0123).

    Ну проверим, как этому золотому какому-то шитью всё равно, где блестеть.

    Например, едва ли не самая светлая точка помещена в тени под левой грудью дамы. Там бы тени уже господствовать. – Нет!

    Или вот. Источник света находится строго слева от лица (оно ровно пополам освещено.) Можно сказать, в плоскости лица, лишь чуть повёрнутого от нас влево. А то, что называется у руки плечом, оказывается ближе к нам, чем та плоскость с источником света. То есть источник света ЗА этим так называемым плечом. Но тогда на нём должна быть тень. А её нету. – Соколову жалко уменьшить площадь сияния.

    По той же причине нет тени на цилиндре шляпы. Она сияет ядовито-красным, и жаль уменьшать это сияние.

    А лицо не сияет. Так и внимания к нему нет. Соколов имел обыкновение по памяти писать, а не с натуры. Психология, душа портретируемого ему не нужна.

    Отправляясь от последнего нюанса, можно подумать, что у Соколова импрессионизм (хвала абы какой жизни). Абы какая – это писание лица не с натуры.

    Но тогда это был бы некий оптимизм. Голодающий Моне всё-таки воспевал обрекающий его на голод империализм за позитивную того сторону – динамизм всего.

    А Соколов, активно участвуя в июле 1917 года в провалившейся попытке свергнуть временное правительство, после встречи с Керенским пришёл, видно, в полное отчаяние от всего Этого мира и убежал из него. Как и приверженцы парижского стиля (к которым Соколова причисляют). У тех же – в их отчаянии – было стремление к красоте ужасного.

    Вот если никакое лицо “Женского портрета” понимать как ужасное (лицо ж всё-таки… после веков психологизма, начиная с романтизма с того исключительностью)… То Соколова можно принять за философского ницшеанца с идеалом бегства в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Платье как не материя, а инкрустация тогда сойдёт за странность для 20-х годов. Необходимая, чтоб дать образ этого иномирия.

    И тогда Тарабукин не прав, дескать, это не портрет – в смысле – одна техника.

    Но ужасность лица – слабая посылка.

    Самое страшное, что я у него нашёл – это, присланное из ссылки в Сибирь.

    Соколов. Чёрные деревья.

    Почему-то жутью веет. Может, потому что тут преходящесть мига изображена. А это страшно – преходящесть. Соколов был лишён надежды, что его творчество останется жить после него. Он писал, что он не успел. Ему не дали.

    Единственное, на что можно твёрдо сослаться как на наличие у него подсознательного идеала метафизического иномирия, это его любовь к “Уединённому” (1911) Розанова.

    "Шумит ветер в полночь и несет листы... Так и жизнь в быстротечном времени срывает с души нашей восклицания, вздохи, полумысли, получувства... Которые, будучи звуковыми обрывками, имеют ту значительность, что “сошли” прямо с души, без переработки, без цели, без преднамеренья, — без всего постороннего... Просто, — “душа живет”... т. е. “жила”, “дохнула”...

    [Что это, как не презрение к Этому миру и бессмысленности жизни в нём?]

    .

    С читателем гораздо скучнее, чем одному.

    .

    Из безвестности приходят наши мысли и уходят в безвестность.

    .

    Что-то течет в душе. Вечно. Постоянно. Что? Почему? Кто знает? — меньше всего автор.

    .

    Как это печально и страшно. Верно, я многого не понимаю, так как это мне кажется страшным. Какая-то “воронка в глубь ада”...

    .

    Я не нужен: ни в чем я так не уверен, как в том, что я не нужен.

    .

    К вопросу о неуместности человека. Как-то стою я в часовенке, при маленьком сквере около Владимирской церкви, на Петербургской стороне. Может, и в самой церкви — забыл — было лет 14 назад. И замечаю, что я ничего не слышу, что читают и поют. А пришел с намерением слушать и умилиться. Тогда я подумал: “Точно я иностранец — во всяком месте, во всяком часе, где бы ни был, когда бы ни был”. Все мне чуждо, и какой-то странной, на роду написанной, отчужденностью. Что бы я ни делал, кого бы ни видел — не могу ни с чем слиться. “Несовокупляющийся человек”, — духовно. Человек solo.

    .

    Вот и совсем прошла жизнь... Остались немногие хмурые годы, старые, тоскливые, ненужные...

    Как все становится ненужно. Это главное ощущение старости. Особенно — вещи, предметы: одежда, мебель, обстановка.

    Каков же итог жизни?

    Ужасно мало смысла.

    .

    …скверно вокруг” (https://proza.ru/2005/06/22-148).

    20 октября 2023 г.

11.06.2025
22:24

Быка – за рога

    Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном . . .

10.06.2025
17:32

Остаёмся мы всё же братьями!

    Я не могу себе дать отчёта, почему… Может, из-за этой вспышки ненависти между арабами и евреями около и в Газе… Или от сообщений российского центрального ТВ, что . . .

03.06.2025
18:16

Ещё и ещё и ещё

    Как всегда почти, начну с себя. Я не очень себя понимаю. Откуда у меня энергия сопротивления? У меня ж почти непрерывные внешние поражения… Написал и усомнился. Но . . .

02.06.2025
21:02

Газа

    Пришла, видно, пора применить мне въедливость, выработанную в искусствоведческих разборах, применить непосредственно в информационной войне. Есть у меня один . . .

01.06.2025
21:08

Новый крах?

    В процессе эстетического самообразования у меня сложилось довольно стройное мировоззрение из нескольких заимствованных и подогнанных мною друг к другу теорий. . . .

31.05.2025
22:14

"…два пишем, семь на ум пошло"

    Как устроено женское тело, я знал и мог рисовать по памяти. А вот майора Леонова я удивил. Я забыл, как это называлось на спецкафедре, когда один из офицеров . . .

30.05.2025
12:57

Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом

    Мой ныне покойный двоюродный брат был не из дураков. Профессор математики, сделал много открытий в математике. Но, став американцем ещё до переезда в США, он . . .

22.05.2025
19:06

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

22.05.2025
19:05

Огреха Тарабукина

    Начну очень издалека, ну, и c себя, по обыкновению. Для разгона. Невзрачность – то слово, от которого я потом буду плясать. А пока о себе. Это то слово, каким . . .

18.05.2025
21:18

Итак, я не доказал одному…

    Что Рязанов посмеялся над своим Паратовым и Михалковым, того играющим в “Жестоком романсе” (1984). Извозчичья шляпа не показалась смешной на голове Паратова из-за . . .

16.05.2025
11:54

Про почти экстрасенсорику в искусствоведении

    Мне так много нужно сказать, а писать по плану я не умею, что вы уж, читатель, мне простите, если сумбурно выйдет. Всё началось с прочтения такой фразы Тарабукина в . . .

12.05.2025
21:54

Ну, что: опять?..

    Да. Опять не о чём писать. И – берусь за “Жестокий романс” (1984) в третий раз (см. предыдущие тут и тут). На 4-й минуте фильма разбор остановился. Может, сменить . . .

10.05.2025
21:40

Когда Прилепин прав

    Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих: "…есть в России . . .

09.05.2025
16:22

Пример информационной войны против России

    Пример взят из русскоязычного канала в Израиле. Упор сделан на мнении, не знаю, как внедрённом, что доступные здесь российские центральные телеканалы: 1-й, Россия . . .

08.05.2025
22:00

Сталин не от мира сего скульптора Меркулова

    Лично я, родившийся в 1938-м в захолустном городке, где ничего не знали о репрессиях предыдущего года, и узнавший о них лишь из слухов про ХХ съезд, ибо и мама моя . . .

05.05.2025
22:00

Из-под палки

    Писать не о чём, а в “Жестоком романсе” (1984) Рязанова я разобрал (см. тут) только первые 3 минуты. И не представляю, как остальное подвести под философское . . .

04.05.2025
17:15

Меня продолжают вербовать прокапиталисты

    Что такое теперешний капитализм в двух словах не политэкономически? Удовлетворять массам интересы ниже пояса. Или интерес балдеть. Чтоб без мысли. Я уже писал . . .

03.05.2025
17:20

Я – подневольный

    Разговор обо мне, дорогом, часто-пречасто является началом моей статьи. – Почему? – В частности, потому, что это – как разбег. Вдохновения нет, а писать надо. В том . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100