|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.06.2025 |
Русский менталитет
Как я всё меряю по себе, я и геройство хочу по себе измерять… А надо сказать, что я совершенно не герой. И это началось с годовалого возраста. – Я болел скарлатиной. Было осложнение. Стала гнить кость черепа. Но нашёлся в нашем городке какой-то близкий к гениальности врач. Он выскоблил гниющую часть. И я остался жить. Но он велел меня до пяти лет беречь, как зеницу ока. Мама меня берегла и после этого возраста. Но я как-то в результате научился болеть, и могу теперь вспомнить лишь одного одногодка, с которым иногда переговариваюсь. Нам по 86. – Но в школе я был последним в классе по физкультуре, не умел драться и боялся возможной боли. Лишь бит бывал несколько раз, случайно попав под горячую руку. – Естественно, я был физический трус. А слабый тип нервной системы уберегал меня (это плюс такой нервной системы) от опасных моментов, уносящих жизни мальчиков. Ну и не без везения. Когда мы на разбомбленных развалинах дрались улица на улицу, швыряя друг в друга, обломки кирпичей, мне почему-то ни разу не прилетело в голову. Как малолетку, меня не брали на розыск и подрыв снарядов. Несколько смертельно опасных безумств, какие я себе всё же, устроил, не обошлись мне и царапиной. А только адреналином. – Но чуть не на днях, мне одна доказала, что я сделал геройский поступок. Ей богу! Я таковой понимал, как преодоление страха, а тут не было никакого страха. Я не успел испугаться. Я спас утопавшего. Сам я тогда плавать ещё не умел. Я на отлогом песчаном пляжике заходил по ноздри в воду. Поворачивался лицом к берегу. Приседал, зажмурив глаза и выставив молитвенно руки перед собой, и отталкивался ногами от дна. И бил ногами. И достижением было, если удавалось голову из воды выставить и по-собачьи сделать несколько гребков. – И вот раз я зашёл по ноздри и смотрю, а в шаге передо мной, наверно, с другого берега приплыл (а река широкая, Неман), выбиваясь из последних сил… нет, не приплыл, а таращит глаза, не в силах даже крикнуть, какой-то парень. – Я ему протянул руку и очень постепенно вытащил его. Если б не постепенность, он бы утопил меня. А понял это я лишь в рассказе этой женщине. А тогда я не успел испугаться. Некогда было: я был занят ювелирным делом – почти не имея опоры, не дать себя унести ни течению, ни спасаемому. – Женщина уверяла, что не каждый бы протянул руку (ибо опасно, если не умеешь плавать), и что вообще в том-то и состоит героизм, что он героизмом не ощущается. Она хорошо читала “Войну и мир”… "Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову”. Вот это и сумел нарисовать награждённый вчера Путиным художник Алексей Крюков в виде типичного русского. Русский менталитет нарисовал. Ибо русские – народ героев. Крюков. Ополченец Виталик. Дебальцево 2015. Бумага, сепия. Это, собственно, и граждан Украины касается – почти тот же народ по геройскому менталитету. Как факт – до сих пор держится фронт при огромном отставании в огневой мощи и отсутствии воздушного господства. Жаль, парня убило… Крюков, по-моему, сумел уловить этот тушинский тип русского. То, что Виталик запечатлён не в бою, совершенно не важно. Ясно – не знаю по чему – что Виталик в бою просто занимается десятками тонких дел одновременно. И всё. Я не знаю этих тонких дел. Но они, безусловно, есть, как во всякой мастерской работе. Надо бы на примере показать, но я не писатель (я в воображении не вижу, не слышу, не обоняю того, о чём пишу). А главное, я уже десятки лет, как не живу, собственно (а только пишу и читаю для этого). Ну на военной стажировке один парень из нашего взвода отказался заправлять шнур в капсюль-детонатор – нам объяснили, если попадёт какая землица, будет трение, нагрев и взрыв, и может выбить глаз. Больше никто не струсил. Так это было три четверти века назад. И я лишь знаю, что я просто отключил чувства, оставив только внимательность. И никакого страха не было. То же и когда я на уровне второго этажа перелез из окна кухни в окно комнаты, а внизу была бетонная приступочка из пары ступенек. (Захлопнулась дверь в комнату, и оба ключа: мой и мамин, - оказались в комнате, а окна были открыты.) Я как-то прикинул, что смогу держаться двумя руками за рамы обоих окон и полез. Маме осталось только замереть в ужасе и не шевелиться. Тоже, вроде, была одна внимательность. Вот показали по ТВ (наш дрон снимал), как с украинского дрона сбрасывают на нашего солдата гранату, а он её вышвыривает из окопа и остаётся без царапины. – Тоже, наверно, страх бы лишь мешал. И в глазах у Виталика я как бы чувствую большой запас бросков через бедро и т.п. и элементарное знание, что сумеет этим распорядиться в рукопашной. И – никакого страха. Один опыт. Филигранный. Ну, наверно, это выражено горизонталями нижних век и чуть сдвинутыми бровями. Я б смотрел и смотрел на него… Начинает казаться, что я его знал… Фантасмагория – что умеют художники… А вот реализмом я этот стиль не назову, хоть он и восходит до создания типа. Простым реализмом это нельзя назвать, потому что тот намеренно не гнушается показом чего-то низкого, чтоб не назвали идеализацией. – так здесь нет ничего низкого. И тут, если и не идеализация, то типизация (русский нос картошкой и выцветшие брови и потенциальная смелость в глазах). Настоящим реализмом это тоже не назовёшь, потому что тот – угадка в социуме того нового, что уже появилась, но, кроме автора, этого ещё никто не замеиил. – Так никакого социума и никакого нового и будущего здесь нет. Наоборот. Тут вечное запечатлено, – ментальная черта характера. Это стиль спокойной мудрости после шарахания по крайностям – вечное барокко: соединение несоединимого, молодости и огромного опыта. 27 марта 2024 г.
|
15.06.2025 |
|
13.06.2025 |
Про кое-что в сериале «Сельский детектив»
|
12.06.2025 |
В чём мой долг перед собой и читателем
|
11.06.2025 |
|
10.06.2025 |
|
03.06.2025 |
|
02.06.2025 |
|
01.06.2025 |
|
31.05.2025 |
"…два пишем, семь на ум пошло"
|
30.05.2025 |
Веничка Ерофеев и моя будущая жена в прошлом
|
22.05.2025 |
|
22.05.2025 |
|
18.05.2025 |
|
16.05.2025 |
Про почти экстрасенсорику в искусствоведении
|
12.05.2025 |
|
10.05.2025 |
|
09.05.2025 |
Пример информационной войны против России
|
08.05.2025 |
Сталин не от мира сего скульптора Меркулова
|
05.05.2025 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"